logo search
пособие История педагогики

Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо

Французский мыслитель Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять де­тям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма (воспитательная концепция, согласно которой интере­сы семьи концентрируются исключительно на ребенке) в педагогиче­ской науке, согласно которым воспитание должно следовать исключи­тельно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию.

Жан-Жак Руссо изложил педагогические воззрения в книге «Эмиль, или о воспитании». Руссо критикует книжный характер обучения, оторван­ный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребе­нок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ре­бенку его самовоспитание. Руссо был сторонником развития у детей само­стоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудо­вому воспитанию.

К педагогическим принципам Ж.-Ж. Руссо относятся следующие.

1. Содержание и методика обучения должны способствовать разви­тию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обуче­ния всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, - писал Руссо, - достигает зна­ния не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а вы­думывает ее сам».

Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики - недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Факторы, влияющие на развитие личности, по Руссо, - природа, лю­ди, вещи.

Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривавшую естественное умственное, физическое, нравственное, тру­довое воспитание. Педагогические идеи Руссо необычны и радикальны для своего времени. И хотя Руссо не порвал с некоторыми педагогическими предрассудками (в частности, он выступал за ограничение женского обра­зования), его идеи послужили источником обновления теории и практики воспитания.

Руссо выступил с решительной критикой сословной системы воспи­тания, подавлявшей личность ребенка. Его педагогические идеи пронизаны духом гуманизма. Выдвинув тезис активного обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка, настаивая на трудовом воспитании, Руссо указал прогрессивный путь совершенствования человеческой лично­сти.

Воззрения Руссо сыграли исключительно важную роль в развитии педагогических идей эпохи Просвещения.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Каковы основные положения педагогической теории Джона Локка?

  2. Какие качества должны быть сформированы у джентльмена?

  3. В чем суть домашнего воспитания?

  4. Почему Дж. Локк ратовал за домашнее воспитание?

  5. Насколько в современных условиях востребована идея домашнего воспитания Джона Локка?

  6. В чем состоит идея воспитания джентльмена?

  7. На основе содержания педагогического романа «Эмиль, или О воспитании» проанализируйте концепцию естественного воспитания Ж.- Ж. Руссо.

  8. Что понимает Руссо под свободным воспитанием?

  9. Что говорил Руссо о цели воспитания, его этапах и содержании?

  10. В чем выражалась связь между педагогическими идеями Просве­щения и Французской революции XVII в.?

Урок 7

Тема урока: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XIX в.

Цели

Обучающая - изучить педагогические идеи И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта и Ф.А.В. Дистервега.

Воспитательная: Воспитание интереса к педагогической профессии.

Развивающая: Развитие умений коллективного взаимодействия.

Тип урока: сообщения новых знаний.

Методы: методика взаимопередачи тем, демонстрация слайдов, беседа.

Методическое обеспечение и средства: слайды для презентации слайдов по теме урока на мультимедийной установке, мультимедийная установка.

Педагогическая технология: коллективный способ обучения.

Реализуемый подход: личностно-компетентностно-социальный.

Методика проведения занятия и выполнения заданий:

1.Организационный момент: проверка присутствующих, сообщение целей урока и плана проведения занятия, блиц – опрос по предыдущей теме.

2. Изучение тем. Под темой понимается определённый, предназначенный для изучения материал, к которому подобраны три группы заданий и вопросов, оформленный в текст, объёмом примерно 3-5 страниц.

Перечень тем для изучения:

1. Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в

XIX в.

Социально-педагогические взгляды И.Г. Песталоцци.

Философско-психологические основания педагогики И.Ф. Гербарта.

Педагогические идеи и практическая деятельность Ф.А.В. Дистер­ вега.

Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике.

Задания и вопросы первой группы достаточно простые и относятся только к отдельным абзацам (маленьким смысловым частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.

Задания и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всей изучаемой теме. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста, для приобретения определённых практических навыков, а также для проверки и самопроверки понимания изучаемого.

Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним обучающиеся обращаются в течение всего периода изучения данной дисциплины.

Считается, что участник готов передать определённую тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков абзацев текста, выполнил все задания и ответил на все вопросы первой и второй группы.

2.а Самостоятельное изучение темы

2.б Проверка темы

2.в Работа в паре

Ход занятий отражается на табло учёта сводной группы, которое представляет собой обычную таблицу следующего типа:

Таблица 1

ФИО

Т- 1

Т- 2

Т- 3

Т- 4

Т- 5

Т- 6

+

*

*

+

*

+

+

*

+

*

*

+

В этой таблице знаком "+" отмечены изученные темы, а знаком «*» - тема, над изучением которой в данный момент работает член группы.

3. Подведение итогов занятия:

Выставляются оценки по итогам сводной таблицы изучения тем.

Анализ достижения поставленных целей занятия: Достигнуты ли поставленные цели урока на каком этапе и какими методами и средствами?

Домашнее задание: учебное пособие по дисциплине «История педагогики и образования» Е.М. Заболотской, О.С. Тюппа, тема 7 (повторить материал, сформулировать пять вопросов по содержанию темы, в приложениях А и Б подобрать соответствующее содержанию темы: пословицы-1-2, афоризм 1-2 и обосновать свой выбор , в глоссарии приложение Г найдите определение ключевых понятий и запишите их в словарик.

Сообщение темы следующего урока.

Ключевые понятия: цель воспитания, развивающее обучение, пози­тивизм, социальное воспитание, теория элементарного образования