logo search
пособие История педагогики

Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике

В 30-е годы XIX в. в Западной Европе возникло философское на­правление - позитивизм, которое оказало сильное влияние на развитие пе­дагогической мысли. Суть науки, по мнению позитивистов, состоит не в объяснении явлений жизни, а в их описании.

Одним из наиболее ярких представителей позитивизма в педагогике был английский философ, социолог, экономист и педагог Герберт Спенсер (1820-1903). Он написал педагогический трактат - «Воспитание умствен­ное, нравственное и физическое».

Спенсер видел значимость воспитания и образования не в том, ценно ли вообще то или иное знание, а в том, с какой пользой оно может быть использовано в практической деятельности человека. Поэтому всю учеб­ную деятельность он подчинил принципу полезности знаний и их соответ­ствию различным видам человеческой деятельности:

Эти виды деятельности послужили критерием отбора содержания образования.

Идеалом, к которому мы идем, считал Спенсер, является общество, в котором свобода личности достигает наивозможной широты, а управление доведено до наивозможно низших пределов.

Итак, можно сделать вывод, что в философско-педагогической сис­теме Г. Спенсера выявляются два взаимосвязанных блока идей - индиви­дуалистическая концепция утилитаризма, подчиняющая все выгоде, и кон­цепция эволюции как глобального явления, предопределяющего свободу и счастье как цель существования человека.

Идеи Г. Спенсера были чрезвычайно популярны в 70-е гг. XIX в. в англосаксонских странах, особенно в США. Новейшие достижения естест­венных и гуманитарных наук в конце XIX - начале XX в. способствовали развенчанию идей позитивизма.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Какое место в мировой педагогической мысли занимает И.Г. Песталоцци?

  2. В чем заключается идея воспитания И.Г. Песталоцци?

  3. Какими педагогическими идеями руководствовался И.Г. Песталоцци в воспитании и обучении?

  4. В чем заключается идея развивающего обучения И.Ф. Гербарта?

  5. Какое педагогическое наследие оставил Ф.А.В. Дистервег?

  6. Почему Ф.А.В. Дистервега называют «учителем немецких учителей»?

  7. Каковы педагогические взгляды Р. Оуэна?

  8. Чем представлены педагогические идеи социалистов-утопистов?

  9. Какой вклад в педагогику внесли социалисты-утописты?

  10. Какова идея философско-педагогической системы Г. Спенсера?