logo search
пособие История педагогики

Понятие «необходимость и случайность».

Необходимость выступа­ет в качестве определяющей характеристики причинно-следственных свя­зей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в законах и закономерностях. Необходимость и случайность вытекают из самой сущ­ности материальных систем, процессов, событий. Примером является раз­витие организма человека, прохождение им нескольких определенных ста­дий. Случайность - это, что может быть, а может и не быть, может про­изойти так, но может произойти и по-другому. Анализ взаимосвязи между ними заложил Гегель. Между ними существует диалектическое противо речие: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вме­сте с тем отрицают друг друга. Ни случайность, ни необходимость не бы­вают в чистом виде. Случайность является формой необходимости. Необ­ходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей.

В качества примера рассмотрим возникновение реального образова­ния в России в начале XVIII в. Этот вид образования возник раньше. Чем в западноевропейских странах. Свидетельство этому - знаменитая школа математических и навигационных наук (январь 1701 г.). Она была не толь­ко самым первым, но и самым крупным образовательным учреждением ре­ального направления в Европе.

Вторым, не менее значимым примером, является научная и педаго­гическая деятельность М.В. Ломоносова. Задолго до того, когда екатери­нинский вельможа И. И. Бецкой стал вынашивать утопические планы вос­питания «новой породы людей», российской педагогикой Нового времени была разработана теория образования, основу которой составляла наука. Олицетворением ее и стал первый русский академик М.В. Ломоносов.

К примерам, приведенным выше, можно отнести и следующий факт. Когда 4 октября 1957 г. в Советском Союзе был запущен искусственный спутник Земли, то мировая общественность задумалась, почему в СССР, а не в США, Германии, Франции это произошло. Оказалось, что причиной успеха явилось массовое образование. Капиталистические страны резко повысили после этого финансирование системы образования.

После второй мировой войны японские педагоги увлеклись совет­ской педагогикой и ролью коллектива в воспитании личности. Эта теория получила в Японии широкое признание, так как обеспечивала независи­мость образования и воспитания детей и молодежи от административного Давления и была ориентирована с характерным для японцев упором на гармонию внутри группы.

Демократические преобразования в обществе оказали существенное влияние на развитие образования в современной России: появились новые образовательные учреждения (лицеи, колледжи, государственные и частные школы), происходят дальнейшие процессы интеграции образователь­ных учреждений, провозглашена модернизация российского образования как одно из направлений его модернизации и т.д.

«Выход на новые горизонты инновационного развития отечествен­ного образования и обеспечение его конкурентоспособности гарантирует конкурентоспособность страны на международном уровне», - отмечено в докладе «О развитии российского образования» на Государственном сове­те Российской Федерации по образованию, проходившем 24 марта 2006 г.

Главным лейтмотивом настоящего документа является необходи­мость реального обеспечения конкурентоспособности российского образо­вания на мировом уровне. В настоящее время провозглашены новые гори­зонты российского образования, его стратегические ориентиры, приори­тетные задачи развития и ключевые условия его эффективности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Каковы причины разработки новой методологии педагогики?

  2. В чем суть гуманистической философии образования?

  3. Какова специфика применения аксиологического подхода в изу­чении педагогических явлений?

  4. Назовите аксиологические принципы и покажите их применение в педагогике.

  5. Дайте определение педагогических ценностей.

  6. Подготовьте схему «Классификация педагогических ценностей и дайте их характеристику.

  7. Почему образование - это общечеловеческая ценность?

  8. Какие ценности прагматического характера для вас имеют боль­шое значение?

  9. Что означает, по-вашему, «гуманизация» общества?

  10. Что представляет собой «гуманитаризация» обучения?

  11. Что затрудняет процесс развития гуманистической сущности че­ловека в образовании?

  12. Сформулируйте индивидуальные личностно-педагогические цен­ности ваших преподавателей.