logo search
пособие История педагогики

Ценностное воспитание

Ценностное воспитание - направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы. Рассматриваемое на­правление возникло в США в 60-70-е гг. XX в. в связи с распространением явлений контркультуры (явление, противостоящее официальным установ­кам и принципам, господствующим в конкретной культуре) среди молоде­жи и интеллигенции, выступавших против ценностей массовой культуры.

Основная цель ценностного воспитания - не прямая передача воспи­танникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у моло­дежи способностей к выбору нравственных ценностей, создание нравст­венных критериев, основанных на гуманистических идеалах. В качестве методологии ценностного воспитания рассматриваются прагматизм Дж. Дьюи; новый экзистенциализм М. Бубера; гуманистическая психология (К. Роджерса, А. Г. Маслоу); когнитивная концепция морального развития Л. Кольберга (США); эпигенетическая модель личности Э.Х. Эриксона и др.

Теория ценностного воспитания объединила ряд самостоятельных концепций: «ценностное внушение», «разъяснение ценностей», «ценност­ный анализ», «ценностная рефлексия», «ценностное действие» и др. При различной трактовке природы ценностей авторов этих концепций объеди­няет общая воспитательная цель: «помочь людям жить в соответствии с ценностями» (Кл. Бек).