logo search
пособие История педагогики

Педагогика прагматизма или прогрессивизма

По-своему трактовала идеи реформаторства педагогика прагматизма или прогрессивизма. Ее лидер Джон Дьюи (1859-1952) выступал за узко практическую, прагматическую направленность воспитания. Считал, что можно положительно влиять на жизнь каждого человека, заботясь о здоро­вье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Предлага- лось сделать ребенка объектом интенсивного воздействия многообразных факторов формирования - экономических, научных, культурных, этиче­ских и пр. Воспитание, в понимании Дьюи, - непрерывная реконструкция личного опыта детей с опорой на врожденные интересы и потребности. Идеалом педагогики Дьюи являлась «хорошая жизнь». Педагогика, по Дьюи, должна стать только «инструментом действия». Представители прагматизма разработали метод учения посредством делания чего-либо. Дьюи рассматривал трудовое обучение и воспитание в школе как условие общего развития. По мнению Дьюи, занятия по труду должны стать цен­тром, вокруг которого группируются научные занятия.

В этот же период достаточно большую актуальность и значимость приобретают такие теории воспитания, как воспитание посредством ис­кусства. Реализация творческих сил детей, в частности в области искусст­ва, - важное условие их нравственного формирования. Основными поло­жениями в воспитании посредством искусства становятся: искусство через изображение воздействует на чувства человека; художественная деятель­ность сказывается на развитии воли; искусство способствует физическому развитию и остроте мысли и т.д.

Идеологи функциональной педагогики (Эдуард Клапаред (1873-1940), Адольф Ферьер (1879-1960) , Селестен Френе (1896-1966) и др.) считали необходимым отказаться от ориентации на среднего ребенка, опираться в воспитании на интересы каждого школьника; настаивали на необходимо­сти персонального внимания педагогов к ребенку, детской игре как эффек­тивному способу воспитания.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. В чем выражаются социально-культурные особенности конца XIX и начала XX в.?

  2. Каковы причины появления позитивистско-прагматической реак­ции на классическое образование?

  3. В чем состоят причины роста интереса к философским основаниям педагогики?

  4. Какова сущность социальной педагогики?

  5. Каковы основные положения концепции Эмиля Дюркгейма?

  6. В чем состоит вклад философов-экзистенциалистов в педагогиче­скую теорию?

  7. Каковы идеи Вальдофской школы и кто стоял у истоков ее созда­ния?

  8. Какой характер имела фашистская педагогика? В чем ее суть?

  9. В чем прослеживается идея профессионального образования Ге­орга Кершенштейнера?

  10. В чем суть педагогики Джона Дьюи?