logo search
пособие История педагогики

Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия

Поиск «самобытного» просвещения разделил русскую интеллиген­цию 1840-х гг. на два лагеря: славянофилов и западников.

Славянофилы (философ и публицист Иван Васильевич Кееревский, философ и поэт Алексей Степанович Хомяков, литературный критик, поэт и историк Степан Петрович Шевырев выдвинули и активно отстаивали идею воспитания «цельного человека», сочетающего в своей образованно­сти национальные черты характера и общечеловеческие качества. Они ста­вили своей задачей согласование развития собственно российского образо­вания с мировыми достижениями в области просвещения.

Они размышляли над проблемой взаимообогащения западной и на­циональной педагогических традиций. В основании народного, национального воспитания славянофилы видели религиозность, нравственность и любовь к ближнему.

Славянофилы не были едиными в своих воззрениях. И.В. Киреевский (1806-1856) отрицал концепцию рационального образования, главное - это нравственное развитие души, для чего предлагал метод вхождения в по­знание - освоение мира разумом и через христианскую веру.

А. С. Хомяков (1804-1860) выдвинул учение о соборности становле­ния личности путем православия, общинно-семейного воспитания и школьного обучения: одновременное освоение европейского знания и воз­вращения к исконным народным началам.

С.П. Шевырев (1806-1864) отстаивал идею развития внутреннего че­ловека, вбирающего общечеловеческие и национальные начала. Эти мыс­ли в дальнейшем были развиты Н.И.Пироговым, К.Д.Ушинским и другими педагогами второй половины XIX в.

Часть славянофилов были резко враждебными к практике заимство­вания западноевропейских педагогических идей. Характерны в этом плане статьи Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886): вне народности Россию не спасут никакие зарубежные педагогические идеи и школьные системы.

Видевшие в европейской педагогике пример для изучения и освое­ния, западники представляли разнородное общественное явление. Но их многое объединяло.

Мыслители, которых принято называть западниками, в отличие от славянофилов являлись позитивистами (Александр Иванович Герцен, Вис­сарион Григорьевич Белинский, Николай Владимирович Станкевич, Вла­димир Федорович Одоевский, Николай Платонович Огарев), выступали за развитие русской педагогики по исторически отработанным в Западной Европе моделям, выступали против сословно-крепостнических традиций воспитания и обучения, защищали права личности на самореализацию. С этих позиций решение вопросов воспитания рассматривалось как неот­ложная необходимость. Многие западники высказывали радикальные пе­дагогические идеи. В отличие от официальной позиции, иначе трактовали присущие народу лучшие черты, сделав упор на стремление русского че­ловека к социальным переменам, и предлагали поощрять такое стремление путем воспитания.

Будет неверным сводить общественную русскую педагогическую мысль первой половины XIX в. к мировоззренческой полемике славянофи­лов и западников.

Филолог и методист Федор Иванович Буслаев (1818-1897) избежал крайностей, как славянофильства, так и западничества. Его основные педа­гогические взгляды: школьное обучение должно быть связано с нравствен­ным и гражданским воспитанием; своеобразие народной культуры должно находить отражение в воспитании; применение западноевропейской мето­дики в трансформированном виде может использоваться и в процессе обу­чения русскому и церковно-славянскому языкам; необходимо глубокое изучение учащимися отечественной истории параллельно с изучением родного языка.

Шли изыскания, касавшиеся собственно педагогической науки. Ха­рактерные исследования в этом направлении были сделаны А.Г. Ободовским (1796-1852) и П.Г Редкиным (1808-1891).

А.Г. Ободовский размышлял о педагогике как науке и искусстве, от­мечая, что педагогике присуща двойственность.

П.Г. Редкий считал, что педагогике недостает твердой основы в виде главных теоретических положений и практических правил. Научная педа­гогика должна опираться на опытное знание и определять одновременно основные законы, т.е. быть наукой философской.

На рубеже 50-60-х гг. XIX в. в русском обществе была популярна мысль, что педагогика как наука уже создана в Европе. Задача русских пе­дагогов состоит лишь в том, чтобы разумно применить ее выводы к рос­сийской школе. Против такой точки зрения выступили Н. И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) цель воспитания видел в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллек­туальным кругозором, в том числе и в женском образовании. В основе пе­дагогической теории лежали идеи Руссо - о необходимости прежде всего воспитать человека; идеи Локка о школьном образовании как средстве, унижающем ребенка, приучающем к рабскому повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении своих поступков. Вся система образо- вания, считал Н.И. Пирогов, должна быть единой, бессословной. Он был убежденным сторонником классического образования.

Николай Александрович Добролюбов (1836-1861, западник) считал, что подлинная реформа образовательной системы невозможна без корен­ной перестройки всей общественной жизни в России.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) видел задачу воспи­тания в формировании нового человека - истинного патриота, близкого народу и знающего его нужды, человека-борца за воплощение революци­онной идеи. Важнейший принцип воспитания - единство слова и дела.