logo search
пособие История педагогики

Конспект урока Предмет истории педагогики

История педагогики как наука изучает закономерности становления и развития воспитания, обучения, школы, систем образования, педагогики. Она изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обуче­ния подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.

Развитие педагогической науки во многом определялось содержани­ем народной педагогики, так как научная педагогика основывалась на сло­жившихся воспитательных традициях, в педагогической практике отра­жался опыт народного воспитания. Достаточно полно в народной пе­дагогике представлены факторы воспитания: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример и др.

В сохранении и утверждении общечеловеческих ценностей у педагогики немало общего с религией. Педагогика решала эту проблему через просвещение, религия - через веру. В различных мифах, религиозной литературе, молитвах, проповедях содержатся постоянные обращения к нравственным заповедям, которым человек должен следовать в своей жиз­ни.

В мировой научной среде отсутствует единый подход к трактовке понятий «образование» и «воспитание», что вызывает много недоразуме­ний. Так, в англоязычных странах, фактически отсутствует даже поня­тие «педагогика», которое отождествляется с понятиями «воспитание» и «образование», а они, в свою очередь, не отдифференцированы друг от друга, т.е. рассматриваются в единстве.

Такая понятийная неопределенность отражается и в названиях тру­дов по истории педагогики: история педагогики, история воспитания, исто­рия образования.

Предмет остается одним: историческое развитие взглядов на воспи­тание, а потом и собственно педагогики как науки; эволюция практики вос­питания в различных формах; специально организованная учебно-воспитательная работа в различных образовательных учреждениях.

Таким образом, предметом истории педагогики является историче­ский процесс воспитания и образования.

История педагогики - область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образова­ния и педагогических наук.

Первые работы историко-педагогического характера появились в конце ХУП в. К. Флери (Франция), Д. Морхоф (Германия).

Состав, содержание и задачи истории педагогики видоизменялись и обогащались в ходе ее развития.