logo search
пособие История педагогики

Педагогическая система к.Д. Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - выдающийся пе­дагог-теоретик и практик, блестящий организатор российского просвеще­ния, разработал дидактическую систему. Основой его педагогической сис­темы стали требования демократизации образования и обучения, идея на­родности и воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование.

К.Д. Ушинский родился в Туле в семье мелкопоместного дворянина. Он окончил Московский университет. С 1854 г. началась его педагогиче­ская деятельность в качестве учителя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. Здесь сформировалась педагогическая направлен­ность К.Д. Ушинского.

Обосновывая свой взгляд на воспитание, образование, Ушинский ис­ходит из положения, что «если мы хотим воспитать человека во всех от­ношениях, мы должны его и знать во всех отношениях».

Он показал, что «знать человека во всех отношениях» - это изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В сво­ем капитальном труде «Человек как предмет воспитания / Опыт педагоги­ческой антропологии» (1868-1869) он дал анализ психологических меха­низмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышле­ния, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния обще­ственной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов.

Цель воспитания, по Ушинскому, - формирование активной и твор­ческой личности, подготовка человека к физическому и умственному тру­ду как высшей форме человеческой деятельности, воспитание совершен­ного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм. Считая роль религии в формировании общественной морали положитель­ной, ученый в то же время выступал за независимость ее от науки и шко­лы, выступал против руководящей роли духовенства в школе.

Для достижения воспитательных целей Ушинский рассматривал ши­рокий круг педагогических явлений в русле идей народности и народной школы. Он говорил, что русская национальная школа - это оригинальная, самобытная школа, она отвечает духу самого народа, его ценностям, его потребностям, национальным культурам народов России.

Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует вос­питания гражданского долга. Его система нравственного воспитания ре­бенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя раз­вития активной любви к человеку, создание атмосферы товарищества.

Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учи­телем задачи научить учеников учиться.

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания. Таким образом, К.Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России.