logo search
пособие История педагогики

Последователи к.Д. Ушинского

Последователем педагогических воззрений Ушинского был Василий Иванович Водовозов (1825-1886) , который отстаивал гуманистическую идею развития целостной, творческой и самостоятельно действующей в мире личности. В центре педагогической концепции, как и Ушинский, Во­довозов ставил принцип наглядности. Методика обучения детей изложена в книге «Книга для учителей». Пособие «Книга для первоначального чте­ния в народных школах» вводило учащихся в окружающий мир (вышло 20 изданий в XIX в.).

Николай Алексеевич Корф (1834-1883) - видный деятель земского Движения, создал тип трехлетней однокомплектной школы, ставший гос­подствующим в большинстве земских губерний.

Николай Федорович Бунаков (1837-1904) видел главную задачу на­чального школьного образования в гармоничном развитии физических, умственных и нравственных сил детей. Для этого, по его мнению, необхо­димо сделать более реалистическим содержание образования и более гу­манными методы обучения.

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) считал, что задача школы, если школа действительно хочет служить всемирной цивилизации, - способствовать максимальному развитию национальной культуры.

С этим был согласен Василии Васильевич Розанов (1856-1919). Он утверждал, что по российским школьным программам того времени мож­но с равным успехом обучать любого иностранца, так как программы рас­считаны на некоего абстрактного школьника. Розанов отстаивал идею гар­монического сочетания общечеловеческого, национального и индивиду­ального в формировании «цельного человека».

Петр Федорович Каптерев (1849-1923) вслед за Ушинским общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Педагог отстаивал мысль о разносторонности деятельности учителя, формирующей личность ученика. Им была выдвинута идея нрав­ственного закаливания ребенка. Он считал, что определяющую роль в вос­питании должно играть саморазвитие личности. Одной из задач воспита­ния он считал воспитание характера и воли.

Идея народного воспитания на основе отечественных традиций была реализована на практике выдающимся педагогом Сергеем Александрови­чем Рачинским (1833-1902). Программа создания русской сельской на­чальной школы изложена Рачинским в его главном педагогическом труде «Сельская школа». Народная школа должна быть не только школой ариф­метики и элементарной грамматики, но школой христианской жизни под руководством духовенства. Рачинский полагал, что недопустимо стремле­ние к усвоению учащимися слишком большого запаса сведений. Центром обучения должно быть сообщение школьникам практических знаний. Пре­подавание церковнославянского языка и церковного пения, по мнению Ра-чинского, имело особый смысл, становясь школой духовной культуры. В такой школе особенно велико значение личности учителя.

Рачинский в 1875 г. в селе Татево Смоленской губернии на свои средства открыл школу с общежитием для 30 мальчиков. В этой школе он проработал в качестве учителя до самой смерти. Опыт Рачинского послу­жил стимулом к созданию вокруг Татева ряда сельских школ, количество детей в которых составляло более тысячи в 1896 г.

Идеи славянофилов и русских философов второй половины XIX в. о построении процесса воспитания и обучения в начальной школе на народ­но-религиозных началах оказали заметное воздействие на направленность педагогических взглядов Льва Николаевича Толстого (1828-1910), нахо­дившегося в многолетней переписке с С.А. Рачинским.

Опираясь на мысль Руссо об идеальной природе ребенка, которую портят несовершенное общество и взрослые с их «фальшивой» культурой, Толстой утверждал, что учителя не имеют право принудительно воспиты­вать детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися - чему и как они хотят учиться. Дело учителя следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила отра­жение в педагогических статьях Толстого и его учебных книгах: в 1872 г. была создана «Азбука», в 1875 г. - «Новая азбука» и четыре книги для чте­ния. Одновременно он возобновил свою учительскую деятельность, стре­мясь на практике проверить разработанную им методику обучения грамо­те.

В 90-х гг. XIX в. Л.Н. Толстой меняет многое в своих прежних взглядах на образование, исходя из предложенной им идеи нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Следствием этого явилось изменение всех педагогических под­ходов, прежде отстаивавшихся Толстым. Задача педагогики - состоит в изучении условий совпадения деятельности ученика и учителя на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.

В статье «О воспитании» (1909) он отстаивал тезис о единстве вос­питания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно. Самым важным в образовании является соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного учения. Образование должно содействовать движению человека и всего человечества к всеобщему благу. Это движение возможно при условии свободы учащихся. Но чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность. Поэтому первое - и главное знание, которое нужно давать детям, - возможность осознавать самих себя: как жить и что считать всегда, при всех условиях хорошим и дурным. Многое в обучении и воспитании зависит от того примера, который подает учитель.

Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения, реко­мендовал не придерживаться одной методики, поскольку нет универсаль­ной. Самый действенный метод - живое слово.

Идеи Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого и многих других педагогов конца ХГХ-начала XX вв.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Каковы отличительные черты средних школ и высших женских учебных заведений России?

  2. Какие цели преследовало женское образование?

  3. Каким было содержание образования в средних и высших жен­ских учебных заведениях?

  4. Какими были практические результаты педагогической деятельности Н.А. Корфа, Н.Ф. Бунакова?

  5. Чем можно объяснить повышенное внимание педагогов к на­чальной школе?

  6. Какими жизненными принципами руководствовался К.Д. Ушинский?

  7. Какие цели ставили перед собой педагогические учебные заведения, создаваемые различными учредителями (государством и общественностью)?

  8. Чем можно объяснить популярность педагогических учебных заведений, создаваемых общественностью?

  9. Чем привлекала ребенка Яснополянская школа?

  10. Как развивали интерес у ребенка к учению Л.Н. Толстой и С.А.Рачинский?

  11. Что понимал Л.Н. Толстой под свободой и ненасилием в воспи­тании?

  12. Какими заповедями руководствовался в воспитании детей Л.Н.Толстой?

  13. Какова идея народного воспитания у С.А. Рачинского?

  14. В чем состоят характерные особенности педагогики Л.Н. Толстого?

  15. Почему ученики Л.Н. Толстого оказались способными к творче­ству? Какие условия влияли на развитие детского творчества?

  16. В чем состоит идея Л.Н. Толстого об единстве воспитания и обучения?