logo search
пособие История педагогики

Сущность личности в гуманистической концепции воспитания

Модель воспитания, в основе которой лежит направление гумани­стической психологии, развивалось в 50-60 гг. XX в. в США в трудах та­ких ученых, как А. Маслоу, В. Франк, К. Роджерс и др.

Отстаивая гуманистический взгляд на человека, Р. Берне выдвигает в качестве ведущей идею о том, что важнейшей частью процесса передачи молодому поколению накопленного цивилизацией опыта и знаний должно стать «признание естественной и непреходящей ценности каждого челове­ка, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания».

Главными понятиями гуманистической педагогики являются «само актуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь».

Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации - развитию своих природных способностей, поиску смысла и своего жизненного пути.

Самоактуализация - это реализация себя в деятельности, в отноше­ниях с людьми, в полнокровной жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полно­ценно функционирующий человек». Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний фактов, теорий, а измене­ние личности учащегося в результате самостоятельного учения, изменение «Я-концепции» (понятие, включающее оценочный аспект самосознания). Задача воспитания - дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к само актуализации.

Самоактуализация личности выражает, по словам А. Маслоу «непре­рывное стремление к возможно более полному выявлению своих внутрен­них возможностей. Самоактуализирующейся личности свойственны дру­желюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанно­стям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независи­мость, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Это личности, спо­собные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию».

Признаки самоактуализирующейся личности, по А. Маслоу:

Более эффективное восприятие реальности и комфортабельное отношение к ней.

Принятие себя, других, природы как они есть.

Спонтанность, простота, естественность.

Центрированность на задаче, а не на себе.

Некоторая автономность, потребность в уединении.

Личная автономия, относительная независимость от культуры и среды.

Чувство нового, постоянная свежесть оценок.

Мистичность и опыт высших состояний.

Чувство сопричастности, эмпатии, единении с другими.

Демократическая структура характера.

Различение средств и цели, добра и зла.

Философское, неврожденное чувство юмора.

Самоактуализирующееся творчество.

Сопротивление раскультуриванию.

В самоактуализации находят выражение всесторонность и гармонич­ность личности.

Содержание понятия «всестороннее развитие личности»

Следует выделять два уровня целей образования: социальная цель (общественно-ценная) и личностная (цель самовоспитания).

Цель воспитания - создание в процессе воспитания условий для раз­ностороннего, гармонического развития личности, возможно более полную ее самореализацию, воспитание человека, «способного строить жизнь дос­тойную человека, основанную на добре, истине, красоте» (Н.Е. Щуркова).

Разностороннее развитие предполагает:

Включение воспитанника в различные виды деятельности: интел­лектуально-познавательную, трудовую, художественную, физкультурно- спортивную и др.

Выработку активной позиции в различных социальных группах: в семье, ученическом коллективе, в неформальных организациях.

Разнообразие бытия территориальное и временное.

Разнообразие душевных состояний в зависимости от сложивших­ся ситуаций.

Разнообразие содержания жизни.

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармонич­ным (от греч. Нагтота - согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой: гармоничное развитие предполагает гармонию интеллекта, тела и души; сознания, эмоций и поведения.

Для обеспечения гармоничности развития сам педагогический процессе должен быть гармоничен: гармония всех воспитательных воздейст­вий; гармония свободы и ответственности личности; уважения и требова­тельности; руководства и самостоятельности; средств самовыражения и требований общества.

Первостепенное значение имеет создание в школе условий для овла­дения основами современных наук о природе, обществе и человеке, прида­ние учебно-воспитательной работе развивающего характера.

Не менее важной задачей является и то, чтобы в условиях демокра­тизации и гуманизации общества, свободы мнений и убеждений молодежь усваивала знания не механически, а глубоко перерабатывала их в своем сознании и сама делала выводы, необходимые для современной жизни и образования.

Неотъемлемой частью образования и обучения подрастающих поко­лений является их нравственное воспитание и развитие. Всесторонне раз­витый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного по­ведения, милосердия, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего ценить гу­манное отношение к человеку, владеть высокой культурой поведения.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет гра­жданское и национальное воспитание. Оно включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, уважения к государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, а также стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении вопросов государственной важно­сти.

Органической частью всестороннего формирования личности явля­ется воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры. Оно включает также фи­зическое развитие детей (подростков, молодых людей) и укрепление их здоровья. Его неотъемлемым элементом должно быть трудовое воспита­ние, техническое обучение, знакомство с рыночной экономикой.

Самовоспитание в структуре развития личности

Л.С. Выготский писал, что «человек, в сущности, воспитывает себя сам... С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал друго­го». Педагог не может сделать воспитанника ни лучше, ни хуже. Он может лишь создать условия, чтобы воспитанник захотел стать и стал таким, ка­ким его видит педагог.

Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на воз­можно более полную реализацию человеком себя как личности в деле са­мосовершенствования положительных и преодоления отрицательных ка­честв и привычек.

Выделяют два основных источника самовоспитания:

внешние требования, переходящие во внутренний план и актуали­зирующие внутренние противоречия;

внутренние требования личности к себе, обусловленные осознанием противоречий «Я»-реального и «Я»-идеального, между притязаниями и возможностями, между осознанными недостатками и возможностями их исправления.

Самовоспитание предполагает активную, деятельную позицию лич­ности по отношению к себе самой. Эта позиция - позиция субъекта. В наи­более распространенных словарных и энциклопедических определениях содержание понятия «субъект» сводится к следующему: это активно дей­ствующий индивид или социальная группа, обладающие волей, способно­стью к рефлексии, изменению окружающей среды и самоизменению, осу­ществляемому в предметно-практической деятельности и процессе позна­ния. Отношения между воспитателем и воспитанником строятся как «субъект-субъектные» отношения. И характеризуются не воздействием, а взаимодействием.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Как соотносятся такие категории: «человек», «индивид», «лич­ность», «индивидуальность», «субъект», «субъектность»?

  2. В связи с чем человека можно считать объектом социализации?

  3. Благодаря чему человек является субъектом социализации?

  4. Какое внутреннее противоречие процесса социализации может превратить человека в жертву?

  5. Какова сущность личности в гуманной педагогике?

  6. Как осуществляется становление личности в процессе социализа­ции?

  7. В чем состоит содержание понятия «всестороннее развитие личности»?

  8. Какую роль играет самовоспитание в структуре развития личности?

  9. Каково содержание принципа гуманистической направленности

  10. воспитания?

  11. В чем состоит психологическое направление развития личности в воспитании и обучении?