logo search
пособие История педагогики

Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики

Успехи в образовании являются следствием развития философии образования, а также степени врастания философии в теорию и практику пе­дагогической деятельности. Современная школа и образование эволюционизировали в Х1Х-ХХ вв., но остались неизменными в своих основных на­правлениях научного поиска: цели и содержание образования, формы и методы обучения и воспитания, способы организации педагогического процесса.

Отечественная педагогика первой половины XX в. имела в своем ос­новании ряд идей, которые в настоящее время утратили свое значение. Идеологические догмы, выражающие идею преимущества социалистиче­ского строя над капиталистическим представлялись общественности как объективный, научно обоснованный подход к образованию в СССР. В ос­нову способов построения учебных предметов была положена идея после­довательного накопления знаний. Среди форм обучения приоритет приоб­рела классно-урочная система преподавания.

Начиная с 1960-х годов отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понима­ния чужой точки зрения, уважение личности. Переориентация современ­ной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью. Их решение требует в первую очередь разработки гуманистической фило­софии образования, выступающей в качестве методологии педагогики.

В этой связи методологию педагогики следует рассматривать как со­вокупность теоретических положений о педагогическом познании и педа­гогической деятельности, отражающих гуманистическую сущность фило­софии образования.

Научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только с целью научного познания, но и целью полного удовлетворения социальных потребностей. А результат их удовлетворения как оценка жиз­недеятельности человека определяется направленностью активности лич­ности на осмысление своей деятельности, самореализацию, признание, са­моактуализацию личности в процессе создания материальных и духовных Ценностей, составляющих культуру человечества.

Роль механизма связи между практическим и познавательным под ходами выполняет аксиологический, или ценностный подход.

Аксиологический подход позволяет, во-первых, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребно­сти людей, во-вторых, - решать задачи гуманизации общества.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов.

Равноправие философских взглядов в рамках единой гуманисти­ческой системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей.

Равнозначность традиций и творчества, признание необходимо­сти изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами.

Экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагма­тизм вместо демагогических споров об обоснованиях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности (В.А. Сластенин).

Согласно этой методологии одна из первостепенных задач - выявле­ние гуманистической сущности педагогики, ее отношения к человеку как субъекту познания, общения и творчества.

Образование как компонент культуры в этой связи приобретает осо­бую значимость, так как является основным средством развития гумани­стической сущности человека.