logo search
пособие История педагогики

Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении

Биологическое «созревание» человека заканчивается к 25 годам. Но некоторые процессы в головном мозге - мышление, воображение, креа­тивность (способность к творчеству) — продолжаются всю жизнь. Нерав­номерность развития биологических систем человека приводит к ограни­чениям в его деятельности.

Наиболее важными являются два фактора биологического развития: центральная нервная система (ЦНС) и наследственность.

Наследуются: строение и размеры тела, мозга, созреваемость орга­низма, особенности ЦНС (сила, подвижность, концентрация, динамич­ность нервных процессов), биологические характеристики 1 и 2 сигналь­ных систем (быстрота формирования условных рефлексов, их прочность, рефлексы свободы, цели, ориентации в пространстве), музыкальный слух, зрение, восприятие цвета, математические, вербальные задатки и т.д.

Не наследуются, а приобретаются социальные качества личности: речь, знания, трудолюбие, дисциплинированность, нравственность и т.д. Все они есть результат социального наследования и означают прижизнен­ное освоение индивидом выработанных культурой норм и правил поведе­ния, общения, деятельности.

Условия биологического развития: сбалансированное питание, чере­дование физических и умственных нагрузок, ритмичность дня, благопри­ятные биологические, географические, экологические и социальные фак­торы.

Биологическое развитие есть основа для становления психических функций (внимание, память, воля, интеллект, воображение), которые под­разделяются на природные функции (механическое запоминание, непроиз­вольное внимание и др.) и высшие (произвольное внимание, логическое мышление, творческое воображение и др.).

Благодаря развитию психических функций формируются сложные системы: общение, деятельность, творчество, отношения - то есть поведе­ние как интеграция всех психических функций.