logo search
пособие История педагогики

Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении

Психологическое развитие ребенка следует рассматривать как ста­новление его внутреннего мира, в то время как воспитание - как целена­правленное освоение духовной культуры народа, общества, человечества и овладение её элементами под руководством воспитателя. Совершенствова­ние личности человека должно длиться всю жизнь, но, к сожалению, этот процесс не всегда бывает полным и насыщенным и не всегда имеет такую временную протяженность.

Процесс психического развития личности называется онтогенез. На­чиная с самого раннего детства осуществляется воспитание человека, ко­торое эффективнее тогда, когда его требования, содержание и методы со­ответствуют умственному развитию ребенка.

Относительно развития психических функций ребенка в психологии выделяют 3 стадии.

До 2-3 лет -развитие природных психических функций (сенсор­ные функции: слух, зрение, моторика движений, эмоции). Мышление конкретное, чувственно-двигательное, предметное. Основные факторы разви­тия: мать, отец, другие взрослые и общение с ними, игрушки и другие предметы, окружающая обстановка.

До 13 лет - развитие простейших культурных психических функ­ций. Развивается речь, прямая походка, навыки чтения, письма, счета, уме­ния пользоваться различными культурными средствами; обогащаются и усиливаются как сами эмоции, так и их проявления. Мышление становится речевым, речь - осмысленной. Ведущую роль играют эмоции, а интеллект их обслуживает. Все это развивается при благоприятных условиях социального окружения: здоровая культурная среда дома и в школе, заботли­вые и внимательные родители и учителя, созданы условия для коллектив­ной и самостоятельной деятельности. При неблагоприятных условиях раз­витие простейших культурных функций затормаживается и их недоразви­тость остается на всю жизнь.

До 20 лет -развитие высших культурных психических функций.

На этой стадии происходит эффективное изучение научных понятий, теорий, абстрактно-символических моделей действительности. Развивается интеллект, формирование логического мышления опережает эмоции. По­являются и проявляются уже в большей мере осознанные самим человеком воля и волевые усилия, память, восприятие, формируются и развиваются уже высшие эмоции (совесть, долг, патриотизм, чувство свободы и др.). В силу того, что в данном возрасте значительно возрастает роль собственных сознательных усилий и действий человека, а воздействие педагогов на его волю, интеллект, эмоции уменьшается и уже не носит решающего харак­тера, воспитание сменяется самовоспитанием. Появляется умение предви­деть события, последствия своей деятельности (антиципация), рефлексия, самонаблюдение, самокритика, желание стать лучше, избавиться от недос­татков.

Следует понять и запомнить:

•каждая стадия развития психических функций развивает только ей присущие свойства и качества личности в целом;

•строить воспитание ребенка с предъявления ему требований, опе­режающих естественный ход развития его психических свойств и качеств нельзя;

•в случаях отсутствия условий и факторов развития определенных психических функций на каждой из трех стадий существует реальная опасность формирования неполноценной личности;

•попытки «наверстать упущенное» в плане развития определенных недоразвитых в свое время психических функций, формирующих личность человека, на других стадиях развития обречены на неудачу. Освоение культуры в процессе развития и воспитания человека осу­ществляется по трем направлениям:

Подражание в референтной группе происходит без принужде­ния со стороны (стихийное воспитание).

Освоение по плану - собственно воспитание. Воспитание являет­ся развивающим. Развивающее воспитание невозможно без правильного соотношения между содержанием некоего объема информации и органи­зацией познавательной деятельности учащихся.

Освоение по собственной инициативе - самовоспитание и само­ развитие. Высший уровень педагогического мастерства - организация по­требности ребенка к самовоспитанию.

В обучении знания, умения и навыки - всего лишь один из видов ду­ховных качеств личности. Более ценным является умение мыслить, анали­зировать, умения оперировать знаниями, на основе которых развиваются и совершенствуются индивидуально-личностные качества человека, что приводит к формированию истинных убеждений, взглядов, мнений на ок­ружающую действительность. Творчески работающий педагог сознательно включает в свою деятельность систему развивающих факторов, что и явля­ется развивающим обучением.