logo search
пособие История педагогики

Методики реализации коллективного обучения

Коллективным способом обучения КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Особенности методики КСО:

коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве;

коллективная учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;

коллективные способы обучения создают условия психологического комфорта;

коллективные способы обучения приветствуют воспитательное взаимовлияние учеников: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;

коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:

наличие сменных пар учащихся;

их взаимообучение;

взаимоконтроль;

взаимоуправление.

Существует несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях.

1) Взаимообмен заданиями

Цель методики: отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий.

Суть методики: включаясь в активную работу на весь урок, каждый ученик выполняет все предусмотренные задания, взаимодействуя с различными партнерами.

Рассмотрим этапы обобщающего урока по теме “Разложение многочленов на множители”.

Цель занятия: отработка практических умений и навыков разложения многочленов на множители различными способами.

1 этап. Организационный: постановка цели, мотивация, инструктаж.

Каждый учащийся получает маршрутный лист, в который входит алгоритм смены пар и индивидуальная карточка для отметки о выполнении заданий по четырем разделам: вынесение общего множителя за скобки - ОМ, способ группировки - СГ, разность квадратов - РК, квадрат суммы и квадрат разности - КСР.

2 этап. Запуск: распределение функций, формирование пар, самозапуск каждого ученика.

Пары формируются в соответствии с маршрутным листом. В пару объединяются ученики с заданиями из разных разделов. Принцип формирования пар заключается в том, чтобы в итоге каждый ученик выполнил задания по всем предусмотренным разделам.

Все учащиеся получают задачи а) и б) из определенного раздела. После получения задания в индивидуальную карточку ставится точка, после выполнения – “+”.

Каждый ученик решает задачу а) из полученного раздела. Если кто-то не справляется с заданием, то можно получить помощь учителя или ученика-отличника, если ему отведена роль консультанта.

Раздел считается введенным в работу, если каждый выполнит свое задание а), и начнется обучение друг друга в парах.

3 этап. Взаимодействие: взаимообучение, взаимоконтроль.

Предположим, что ученик 1 знает решение задачи а) из раздела А, а ученик 2– решение задачи а) из раздела Б. Работая в паре они обмениваются знаниями, т. е. ученик 1 объясняет решение своей задачи ученику 2, при необходимости дает теоретические объяснения и отвечает на вопросы напарника, который решение задачи и необходимые формулы записывает в свою тетрадь. Затем таким же образом ученик 1 объясняет решение задачи а) из раздела А.

Потом ученик 2 самостоятельно решает задачу б) из раздела Б, а ученик 2– задачу б) из раздела А.

После проверки друг у друга правильности решения, заполняется индивидуальная карточка. На этом работа в данной паре заканчивается. Участники пары обмениваются заданиями, и каждый ищет себе нового напарника в соответствии с маршрутным листом.

Т. об. каждый ученик сменит четыре пары, тем самым разберет и запишет в тетрадь по два задания из каждого раздела.

4 этап. Подведение итогов: оценивание, рефлексия.

Каждый ученик дает самооценку по итогам проделанной работы, опираясь на индивидуальную карточку. Организуется коллективная рефлексия.

Ход занятий отражается в индивидуальной карточке, которое представляет собой обычную таблицу следующего типа:

Таблица 1

ФИО

А- 1

А- 2

Б- 1

Б- 2

В- 1

В- 2

Ведерников

+

+

*

Методики КСО правильным подбором способов общения могут создавать оптимальную обстановку для продуктивной учебной деятельности. Активное взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом облегчает усвоение материала.

Таким образом, коллективные способы обучения – одна из наиболее эффективных педагогических технологий.

2) Методика взаимопередачи тем

«Методика взаимопередачи тем» предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основ работы в парах сменного состава.

Под темой понимается определённый, предназначенный для изучения материал, к которому подобраны три группы заданий и вопросов, оформленный в текст, объёмом примерно 3-5 страниц в гуманитарных дисциплинах и 1-3 страницы в точных дисциплинах.

Задания и вопросы первой группы достаточно простые и относятся только к отдельным абзацам (маленьким смысловым частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.

Задания и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всей изучаемой теме. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста, для приобретения определённых практических навыков, а также для проверки и самопроверки понимания изучаемого.

Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним обучающиеся обращаются в течение всего периода изучения данной дисциплины.

Считается, что участник готов передать определённую тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков абзацев текста, выполнил все задания и ответил на все вопросы первой и второй группы.

Самостоятельное изучение темы

При самостоятельном изучении темы участник работает следующим образом.

Сначала читает и разбирается в первом абзаце (маленькой смысловой части) текста, озаглавливает его и пишет заглавие в специально отведённую для этого тетрадь. Далее выполняет те задания первой группы, которые относятся к этому абзацу. При выполнении заданий записи производятся в той же тетради, но отдельно от заглавий абзацев. Потом он переходит к следующему абзацу и т. д.

Таким образом, прорабатывая текст до конца, участник в итоге имеет подробнейший (по абзацный) план теоретической части изучаемой темы и результат выполнения заданий первой группы этой темы.

После этого он приступает к выполнению заданий второй группы.

Когда все задания второй группы выполнены, участник сдаёт эту тему учителю или другому члену группы, который сможет проверить уровень освоения темы.

К решению задач третьей группы участник приступает тогда, когда есть свободное время, когда появилось желание и т.д

Проверка темы

Организатор обучения проверяет (принимает у участника) тему обычным образом'.- Сначала проверяет план, является ли он достаточно подробным, пропущены ли определённые детали и аспекты данной темы. Потом по пунктам плана проверяет уровень понимания темы. Далее проверяет правильность выполнения заданий первой и второй групп.

Проверяющий при первой необходимости может предложить участнику заново изучит определённые части текста, откорректировать план, пересмотреть выполнение некоторых заданий и т. д.

Он (проверяющий) должен дать определённую методическую установку, относящуюся к передаче, пересказу этой темы.

Работа в паре

Работая в паре, напарники обучают друг друга. Обучать можно только той теме, которая освоена и сдана организатору обучения. Назовём этот процесс взаимопередачей тем и опишем, как он происходит.

Допустим, Иванов должен обучать Петрова теме А, а Петров Иванова теме В. Сначала Иванов восстанавливает содержание первого пункта плана темы А, объясняет, учит Петрова, проверяет уровень его понимания. Далее предлагает Петрову выполнить задания и ответить на вопросы, которые относится к этой смысловой части.

Задача простая, и если Петров освоил содержание первого пункта плана, то он должен решить эту задачу сразу. Если у него есть затруднения, то Иванов помогает ему, ещё раз, объясняя содержание первого пункта плана. После этого Петров пишет себе в тетрадь формулировку первого пункта плана (не содержание этого пункта, а его название).

Далее Иванов восстанавливает для Петрова содержание второго пункта плана, объясняет, учит, проверяет уровень понимания и т.д.

Таким образом, Иванов по пунктам плана, по частям учит Петрова теоретической части темы А, при этом Петров параллельно выполняет задания первой группы этой темы. Заметим, что у Петрова в тетради появляется подробнейший план темы А.

После этого напарники меняются ролями. Теперь Петров таким же образом учит Иванова теме В. В итоге Иванов осваивает теоретическую часть, решает задачи первой группы, и у него появляется подробнейший план этой темы.

Далее Иванов приступает к решению задач второй группы темы В, а Петров - к решению задач второй группы темы А. Тот, кто раньше закончит, может попробовать решить задачи третьей группы.

На последнем этапе напарники проверяют друг у друга правильность решения задач третьей группы. На этом работа в паре заканчивается, и напарники расходятся. Теперь Иванов может при необходимости передать (обучить) другому тему В, а Петров - тему А.

Организация занятий

Основная идея организации занятий проста. Сначала участникам данной сводной группы. Раздаются темы изучаемой программы так, что разные участники получают разные темы. Каждый самостоятельно изучает свою тему и сдаёт преподавателю. Потом члены сводной группы, обучая друг друга, изучают свою программу.

Однако этот процесс нуждается в специальной организации и управлении. Как это делается?

Составляется табло учёта, в котором будет отмечаться, какие темы изучены каждым членом сводной группы самостоятельно, какие уже проверены (сданы), какие темы изучены в парах, какие темы участник сам передал (обучал) другому, по каким темам сделаны доклады, над чем работает в данный момент каждый член группы и т. д.

После самостоятельного изучения темы каждый из членов сводной группы сдает свою тему. Поскольку каждый изучает тему в своем темпе, то это дает возможность в плане почти всем после изучения поставить отчет. У двух членов группы после изучения стоит выполнения заданий третий группы. Это на всякий случай, чтобы не создавалась «пробка» (темы сдаются, когда выполнены задания первой и второй группы).

Если получилось так, что одна пара закончила работу, а две других еще работают, закончившие выполняют задания третий группы

Заметим, что нет необходимости и нецелесообразно составлять план на длительный период работы. При ежедневных занятиях по 2-3 часа в день удобно составлять план работы на неделю.

Ход занятий отражается на табло учёта сводной группы, которое представляет собой обычную таблицу следующего типа:

Таблица 2

ФИО

Т- 1

Т- 2

Т- 3

Т- 4

Т- 5

Т- 6

Ведерников

+

*

Радищев

*

+

Петрова

*

+

Крапивина

+

*

Храброва

+

*

Николаева

*

+

В этой таблице знаком "+" отмечены изученные темы, а знаком «*»

- тема, над изучением которой в данный момент работает член группы. Можно использовать и другие знаки для дополнительной информации. Например, те темы, которые участник изучал самостоятельно, можно отметить красным цветом, а темы, которые участник хоть один раз передал другому (обучал), можно обвести кружочком.

Табло учета сводной группы находится у руководителя сводной группы. После выполнения очередного задания или в конце занятия, каждый член группа отчитывается перед руководителем сводной группы о выполненной работе, что отражается в табло учета.

Руководитель сводной группы с этим табло отчитывается перед дежурным руководителем по окончании занятия либо по окончании работы группы (все изучили все темы). Дежурный руководитель заносит сведения о выполнении в сводное табло учета.

Замечания

При работе по данной методике участник процесса обучения одни темы изучает сам, другие ему передают товарищи. Есть опасность недостаточно качественного освоения темы при самостоятельном ее изучении, искажения фактов и потери информации при взаимообучении. Поэтому каждая тема, которая изучается самостоятельно, в обязательном порядке сдаётся преподавателю. А для предупреждения потери информации обучение следует вести строго по пунктам плана темы, который должен быть достаточно подробным.

Для того, чтобы обучение не превратилось в обычный пересказ, появилась необходимость выделить задания первой группы, которые выполняются после каждого пункта (см. п."Работа в паре"). Если Вы решили попробовать использовать данную методику в процессе обучения своих учеников, то более подробно о ней Вы можете прочитать статью Мкртчяна М.А. «Методика взаимопередачи тем» «Начальная школа» № 2, 1993.

3) Методика Ривина

Методика Ривина предназначена для изучения текстов.

Каждый участник сводной группы, которая работает по методике Ривина, полу част текст и прорабатывает его поабзацно (по частям) в парах сменного состава (каждый абзац в новой паре) следующим образом:

- для проработки первого абзаца участник находит себе напарника, которому читает вслух свой абзац;

- обсуждает, выясняет содержание этого абзаца;

- озаглавливает абзац (именно озаглавливает, а не конспектирует):

- записывает заголовок в специально отведенное в тетради место. Таким же образом он помогает своему напарнику разобраться в его абзаце, озаглавить. Заглавие своего абзаца напарник записывает в свою тетрадь. Напомним, что у каждого участника сводной группы своя тема.

После этого, для проработки своего второго абзаца, участник ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Таким же образом он помогает своему напарнику, прослушивает содержание его первого абзаца, помогает ему разобраться в содержании второго, озаглавить его и записать название в тетрадь.

Для проработки третьего абзаца текста участник ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первых двух абзацев, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание третьего абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Затем он прослушивает своего напарника, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить и написать название в его тетрадь... И так далее. Очень важным обстоятельством является то, что каждый новый абзац участник должен проработать с новым напарником.

После проработки всего текста, для закрепления и систематизации полученных знаний, участник выступает по данной теме перед малой группой. Затем он получает новую тему и прорабатывает ее тем же способом.

Проработка абзаца

При проработке абзаца можно проследить примерно следующие действия:

- чтение текста;

- выяснение смысла отдельных слов и уточнение границ понимания;

- осмысление отдельных предложений;

- определение главной мысли абзаца;

- выделение аргументаций и выводов;

- рассмотрение частных примеров;

- целостное осмысление абзаца и его связи с другими абзацами;

- выражения своего отношения (мнения) к содержанию и изложению абзаца;

- письменная фиксация главной мысли.

Озаглавливание абзаца

Озаглавить абзац (короткий смысловой кусок текста) можно через несколько слов или предложений, а также и через вопросы. Главное, чтобы заглавие в точности отражало то, что сказано в тексте, а не то, как понимается читателем данный вопрос. Заметим, что заглавие не должно собой представлять конспект абзаца или условное обозначение.

Проработка темы

Итак, участник каждую свою тему прорабатывает по абзацам. При этом, каждый раз, перед тем как приступить к проработке очередного абзаца, ему приходится воспроизвести (заново переосмыслить) всю проработанную до этого абзаца часть темы.

Так как при проработке определенного абзаца участник озаглавливает этот абзац и пишет заглавие абзаца в свою тетрадь, то у него постепенно появляется подробнейший план данной темы. При воспроизведении изученной части темы участник читает название первого абзаца и восстанавливает (вслух) его содержание, затем читает название второго абзаца и восстанавливает его содержание и т.д. При этом если при восстановлении абзаца у него появляются затруднения (забыл какой-то термин т.п.) он может заглядывать в текст.

Рассмотрим такую ситуацию: участник приступил к проработке 10-го абзаца своей темы, так как начальную часть текста (с 1-го по 6-й абзацы) он неоднократно пересказывал, уточнил, закрепил, то нет необходимости подробного воспроизводства этой части. Здесь он может ограничиться кратким пересказом главной мысли этой части, а абзацы 7-й, 8-й и 9-й необходимо воспроизвести подробно со всеми деталями.

Учет

Для учета работы в сводной группе по методике Ривина составляется такое же табло учета, как и для методики взаимопередачи тем (таблица 1). После проработки темы каждый участник группы отмечается у руководителя сводной группы о том, какая тема им проработана, и к проработке какой темы он приступил.

После окончания занятий или завершения работы сводной группы (все темы проработаны каждым) руководитель сводной группы с табло учета группы отчитывается перед дежурным руководителем. Результаты вносятся в

общее табло учета и планируется дальнейшая работа для каждого члена группы.

4) Обратная методика Ривина

Для работы по методике Ривина нужен текст, а как побочный результат работы получается подробный план этого текста.

Иногда приходится иметь дело с обратной ситуацией. Известен подробный план, и по нему необходимо восстановить (или получить) содержания текста.

Основные моменты методики

Каждый член рабочей группы получает свою тему и подробный план этой темы. Его задача - по плану восстановит содержание темы и оформить содержание в текст.

Вся группа работает так же, как при прямой методике Ривина. Для проработки первого пункта своего плана участник находит себе напарника, с которым совместно читает этот пункт, обсуждает, воспроизводит содержание, которое может соответствовать этому пункту плана. Далее напарники обсуждают возможный вариант оформления найденного ( содержания в текст небольшого абзаца. Этот текст первый участник пишет у себя в тетради. После этого он таким же образом помогает своему напарнику воспроизвести содержание соответствующего пункта его плана, оформить в письменный текст и записать абзац в его тетрадь.

Для проработки второго пункта своего плана участник находит нового напарника, рассказывает ему содержание первого пункта плана, далее с ним читает второй пункт плана (при необходимости они могут обращаться к разным источникам, например, использовать учебники, книги, энциклопедии).

Далее общими усилиями напарники оформляют полученное содержание в письменный текст и записывают в тетрадь первого участника в форме очередного абзаца. После этого первый участник помогает своему напарнику разобраться в очередном пункте плана, предварительно слушая его пересказ содержания предыдущих пунктов плана. После того, как очередной абзац напарника записан в его тетрадь, пара расходится.

Итак, для проработки каждого очередного пункта плана, участник группы находит себе нового напарника, предварительно рассказывая ему содержание предыдущих пунктов плана, обсуждает с ним очередной пункт плана, воспроизводит возможное содержание этого пункта, совместно с товарищем оформляет полученное содержание в текст и записывает этот текст в виде абзаца в свою тетрадь. Потом он таким же образом помогает своему товарищу разобраться в его очередном пункте плана, оформить полученное содержание в текст и записать текст в виде абзаца в свою тетрадь.

Прорабатывая все пункты плана, участник в итоге получает целостный текст по своей теме. После этого он может взяться за другую тему и, имея план новой темы, прорабатывать его аналогичным образом.

Методику можно использовать при организации изучения программного материала (как она и будет использоваться в нашем случае).

Возможно применение методики в варианте, когда участникам не даётся план темы. В случае, когда план отсутствует, каждый участник, работая в парах с другими, сначала составляет план темы. Например, при написании статьи по определённой теме участник со своим напарником обсуждает тему статьи, проговаривает возможный вариант ее плана. Потом таким же образом он может беседовать с напарником о плане статьи напарника.

Далее участник находит другого напарника, с ним обсуждает вариант плана статьи, полученный в ходе работы с предыдущим напарником, при необходимости откорректирует план. Потом помогает напарнику разобраться в его вопросах и т. д. Таким образом, работая с разными товарищами, участник, в конце концов, получает удовлетворительный вариант плана статьи, после чего приступает к ее написанию, продолжая работу по обратной методике Ривина.

5) Методика взаимопроверки индивидуальных заданий

Методика взаимопроверки индивидуальных заданий предназначена для тренажа, закрепления и повторения пройденного материала.

После того, как закончено изучение какой-либо теоретической части раздела программы, выполнены задания, встает вопрос о проверке. Как участник учебного процесса сам должен понять, что все основные части этого раздела он освоил? Как он сам для себя это должен проверить, прежде чем выходить на контроль (сдавать тему преподавателю)?

Для этого и применяется методика взаимопроверки индивидуальных заданий (ВПЗ).

Индивидуальные задания

Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, в которые в сумме входят все вопросы и задания, которые участник образовательного процесса, изучая данный раздел программы, должен был освоить.

Для того чтобы сформировать индивидуальные задания, из всего раздела (темы) выделяются все важные моменты и к ним формулируются вопросы и оформляются задания. Получается общий список заданий и вопросов ко всему разделу. Их может быть любое количество (и).

Затем эти вопросы и задания компонуются в индивидуальные задания, каждое из которых будет оформлено на отдельной карточке. Таким образом, получается (к) индивидуальных заданий (может быть любое число).

Количество вопросов и заданий во всех карточках должно быть одинаковым. Распределение же вопросов и заданий не имеет ни какой логики, в одно индивидуальное задания попадают любые вопросы и любые задания по этому .разделу. Например, в карточке № 1 может стоять вопрос по первой теме раздела и вопрос по последней теме раздела. Кроме того, целесообразно, чтобы некоторые вопросы и задания повторялись в разных карточках. Например, один и тот же вопрос может быть первым в карточке № 1 и третьим в карточке № 7.

Таким образом, индивидуальные задания должны отвечать следующим требованиям:

- вместе взятый набор вопросов и заданий должен покрывать весь раздел, чтобы участник учебного процесса мог действительно проверить свои знания по всем важным моментам раздела;

- вопросы и задания, находящиеся в одной карточке (одном индивидуальном задании) должны быть из разных частей раздела, чтобы участник мог проверить не только то, как он знает конкретные вопросы, но и то, как он ориентируется в целостности раздела;

- некоторые, наиболее важные вопросы и задания должны повторяться в разных индивидуальных заданиях, чтобы участник, обсуждая один и тот же вопрос с разными напарниками, мог, при необходимости скорректировать свое понимание.

Организация занятий

После того, как некоторые участники освоили какой-то раздел программы, и прежде чем переходить к новому разделу организуется взаимопроверка. Для этого, из закончивших изучение, образуется сводная группа.

Членом этой сводной группы раздаются индивидуальные задания, которые они самостоятельно выполняют.

Учет ведется руководителем сводного отряда с помощью табло учета, где знаком «+» отмечается выполненное задание, а знаком «*» то задание, над которым участник работает в данное время.

Таблица 3

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Скворцова

+

Пустовалов

+

Николаева

+

Реброва

+

Иванов

+

Патылицин

+

После того, как занятие заканчивается или всеми членами группы все задания проработаны, руководитель сводной группы отчитывается перед дежурным руководителем о выполнении работы. Это отражается на сводном табло учета.

Работа в группе

Каждый член сводной группы, получив свое индивидуальное задание, выполняет его самостоятельно. Например, в индивидуальном задании шесть вопросов и заданий. Эти задания предназначены для проверки с целью закрепления и повторения. Значит, на все вопросы член данной сводной группы уже может принципиально ответить, он уже все это изучил. Если какой-то вопрос или задание вызывает затруднение, то выполняющий индивидуальное задание может восстановить забытое по своим записям или по учебнику. Но если все вопросы и задания даже первой попавшейся карточки вызывают затруднение, то этот участник рано попал в эту сводную группу и ему нужно вернуться в группу, где этот материал изучается.

Кстати, это всегда легко может видеть руководитель сводной группы. Если все члены группы за 2-часовое занятие успели выполнить 5-6 индивидуальных заданий (в среднем одинаково), а один участник 1 - 2 задания, то это уже сигнал для того, чтобы определять (и самому участнику и руководителю сводной группы), не стоит ли ему вернуться в группу по изучению данного материала.

Проверка индивидуальных заданий осуществляется в парах сменного состава.

После того, как участник выполнил полностью свое индивидуальное задание (осветил на все вопросы и выполнил все задания), он находит себе напарника (из тех, кто тоже выполнил свое индивидуальное задание) и начинает проверяться свое понимание первого пункта своего индивидуального задания.

Для этого первый участник восстанавливает (рассказывает вслух) ответ на свой первый вопрос. Напарник следит за изложением, поправляет, вносит дополнения, если считает, что ответ не полный. Затем напарник восстанавливает ответ на свой первый вопрос, а первый участник так же работает с его ответом.

Для проверки второго пункта своего индивидуального задания участник ищет нового напарника и т.д. Таким образом, каждый пункт (вопрос, задание) своего индивидуального задания участник проверяет в новой паре.

После того, как первое индивидуальное задание проверено (проверены все вопросы и задания), участник отмечается у руководителя сводной группы о выполнении и получает новое индивидуальное задание, самостоятельно выполняет его и снова проверяется в парах сменного состава.

После выполнения всех индивидуальных заданий, участник выходит из этой сводной группы и приступает к реализации следующего пункта своего индивидуального плана.

Закончивший работу раньше, не ждет остальных, а выходит из данной сводной группы. Руководитель сводной группы делает отметку в табло учета группы об окончании работы этим участником и направляет его к дежурному руководителю для поучения нового задания.

Эта сводная группа может пополняться за счет новых участников.

Замечания

Когда участнику в очередной карточке попадается вопрос, на который он уже раз отвечал, то очень важно также подробно повторить ответ снова. В этот раз он работает в новой паре, а прежний проверяющий мог не очень хорошо знать этот вопрос, мог не заметить ошибки и т.д.

Если участник садится в пару проверять первый вопрос своего индивидуального задания, а его напарнику нужно проверять уже четвертый вопрос его индивидуального задания, то для данной методики это не имеет значения. Главное, что каждый вопрос своего индивидуального задания участник должен проверять с новым напарником.

201