2. Философско-педагогическая мысль
Христианская философско-педагогическая мысль европейского средневековья главную цель воспитания видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судья. Воспитание вместе с тем являлось своеобразным сплавом религиозного и светского. Последнее предполагало необходимость освоения земных знаний и мудрости. Христианское воспитание было обращено равно к каждому человеку, но будучи корпоративным, одновременно было направлено на воспроизводство сословной морали.
Носителями христианской педагогики были в первую очередь служители католической церкви. В католической педагогике сказывалась определенная внутренняя несвобода («господство авторитетов»). Ярким проявлением подобного авторитаризма являлось оправдание всяческих наказаний, прежде всего физических. Например, название популярного учебника грамматики «Берегущая спину» как бы предупреждало о неотвратимости телесного наказания.
Идеалом являлась усредненная верующая личность. Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего средневековья. Предназначением монашества провозглашалось нравственное воспитание чистоты сердца путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля желаний, мыслей, поступков. Это не исключало и необходимости приобретения светских знаний. Не случайно учебное руководство для монахов, созданное авторитетным богословом и педагогом Флавием Кассиодором (490-583), именовалось «Введение в изучение божественных и мирских наук».
Католическая церковь стремилась искоренить следы варварских родоплеменных воззрений на воспитание. Эти воззрения в противоположность индивидуальному, интеллектуальному воспитанию основывались на концепции интеграции человека в определенный клан. Влияние варварской традиции ощущалось особенно в эпоху раннего средневековья. С ней всячески боролась христианская церковь. «Разница между христианином и варваром точно такая же, как между двуногими и четвероногими, говорящими и бессловесными существами», — писал христианский автор V в. Варварская традиция, однако, прекрасно вписалась в сословные представления о воспитании.
Многие идеологи христианства с неприязнью, которая часто переходила в открытую враждебность, относились к античному воспитанию. «Негоже одними устами возносить хвалу Юпитеру и Иисусу Христу», — записано в одном из папских посланий VI в., где требовалось устранить из программы образования греко-римскую литературу. Католическая церковь — духовный центр средневекового общества нередко отвергала античную педагогическую традицию как языческую и дьявольскую мудрость, предпочитая знанию невежество.
Но уже в сумрачные времена раннего средневековья существовала небольшая группа христианских богословов и педагогов, которые стремились спасти остатки греко-римской образованности. Ученый мир раннего средневековья не забыл античных традиций. Они использовались религиозными и педагогическими деятелями при обосновании обучения и воспитания. Именно так поступили Алкуин (735-804), Боэций (ок. 480-524), Кассиодор и другие ученые монахи, создававшие учебники по программе семи свободных искусств, которые пользовались спросом и популярностью до XIV в. Не были забыты и философские постулаты античной педагогики. Так, в одном из церковных трактатов VI в. рекомендовалось строить воспитание на заповедях, в свое время сформулированных стоиками, — благоразумии, осторожности и осмотрительности, мужестве, справедливости и воздержанности.
Существенную роль сыграли идеи античных философов в появлении схоластики (от латинского слова scola, идущего от греческого схолес — школа). Схоластика определила развитие педагогики раннего средневековья. В схоластике выработались культурные ценности, опиравшиеся на аристотелизм и христианское богословие. Философско-педагогические идеи Аристотеля были использованы для рационального, логического объяснения христианских догматов. Схоластика, сохраняя теологическую суть, выстроила новое философско-педагогическое обоснование воспитывающей функции христианства.
Будучи универсальной философией и теологией, схоластика господствовала в общественной мысли Западной Европы в течение XI — в начале XVI в. Как философия, она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов, как педагогика — представляла в логически стройном виде христианское вероучение с целью дать учащимся совершенное, систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мысли, разрабатывали приемы спора, старались отточить до блеска доказательность мышления. По крайней мере до XII-XIII вв. схоластика, в недрах которой развивалась педагогическая мысль, играла положительную роль. «Эта была сильная, отважная рыцарская наука, ничего не убоявшаяся, схватившаяся за вопросы, которые далеко превышали ее силы, но не превышали ее мужества», - писал профессор Московского университета Т.Н. Грановский (1813-1855).
Важную роль в становлении схоластики как новой идеологии, в том числе обучения и воспитания, сыграл философ и теолог Фома Аквинский (1225/26-1274). Он попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. Фома Аквинский абсолютизировал рационалистический способ доказательств. Философско-педагогическая мысль приобрела ярко выраженный корпоративный и рецептурный характер. Научные знания объявлялись доступными лишь посвященным. Сочинения Фомы Аквинского сделались одним из главных источников изучения богословия в эпоху средневековья.
Блестящим схоластом являлся французский богослов и педагог Абеляр (1079-1142). В 24 года он преподавал в Парижской кафедральной школе. Красноречие Абеляра привлекало сотни слушателей. У него учились логике мышления, искусству спора. Обладатель живого ума, Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание — результат прежде всего самостоятельной работы, подвигал учеников на творчество. «Порок нашего времени, что мы думаем, будто нельзя уже найти ничего нового», — говорил Абеляр.
На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются и другие мыслители, которых можно считать провозвестниками Возрождения и которые внесли лепту в развитие европейской традиции воспитания и обучения: автор «Дидас-кадиона» (трактата о системе образованности), глава Парижской кафедральной школы Гуго Сен-Викторский (1096-1141), наставник французского короля, автор трактата «О воспитании знатных детей» Винсент де Бове (1190-1264), канцлер Парижской Сорбонны Жан Шарль Герсон (1363-1429), испанский мыслитель Раймон Луллий (ок. 1235 — ок. 1316) и другие. Они увязывали неразрывно религиозное и светское начала в воспитании. Речь шла о спасении души и богоугодном образовании. По их утверждениям, мирские науки также учат истине. Ими оставлены ценные педагогические советы: целесообразности изучения в первую очередь сущностного знания, постановки на первое место в развитии человека нравственности, смягчения методов воспитания, завоевывания интереса детей шуткой и играми, учета специфических качеств детей при воспитательном процессе (незлобливость, искренность, бескорыстие, слабоволие, капризность, необоснованный страх и пр.). Эти философы и педагоги призывали учителей к кротости и терпению, считая телесное наказание крайней воспитательной мерой. Ими выдвинут тезис о взаимосвязи интеллектуального и нравственного воспитания. Смелыми для своего времени были их предложения начинать обучение на родном языке (в ту эпоху латынь была основой обучения), приучать детей к труду, давать с детства навыки профессии.
- А.Н. Джуринский
- Джуринский Александр Наумович история образования и педагогической мысли
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г.Вологда, ул.Челюскинцев Предисловие
- РазделI. Воспитание и обучение в древнем мире
- 2. Семейно-сословное воспитание
- 3. Понимание смысла и способов воспитания
- Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. «Дома табличек»
- 3. Школы писцов в Египте
- 4. Воспитание и обучение в Палестине
- 5. Воспитание и обучение в Индии
- Брахманизм и воспитание
- Буддизм и воспитание
- 6. Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае
- Конфуций
- Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Греции
- Обучение в Спарте и Афинах
- Философы Древней Греции о воспитании
- 3. Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
- 4. Воспитание и педагогические идеи в Риме
- Философско-педагогическая мысль
- 5. Идеалы воспитания и обучение ранних христиан
- Обучение первых христиан
- 6. Распространение греко-римской образованности на периферии античного мира
- Глава 4. Представления восточных славян о воспитании
- 1. Общий взгляд
- 2. Народная педагогика восточных славян
- Вопросы и задания
- РазделIi. Воспитание и школа средневековья
- 2. Педагогическая мысль
- 3. Система воспитания и образования
- 4. Место Византии в истории мировой педагогики
- Глава 2. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока
- 3. Система обучения и воспитания в исламском мире
- 4. Воспитание и обучение в Индии
- 5. Школа и взгляды на воспитание в Китае
- Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья
- 1. Общий взгляд
- 2. Философско-педагогическая мысль
- 3. Традиции дохристианского воспитания
- 4. Сословно-семейное воспитание и обучение
- 5. Типы и виды учебных заведений
- Античные школы
- Академия Карла Великого
- Церковные школы
- Городские школы
- Первые университеты
- Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и Реформации
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи Возрождения
- Педагогические идеи итальянского Возрождения
- Педагогические идеи Возрождения во Франции
- Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы
- 3. Педагогические идеи Реформации
- 4. Иезуиты и воспитание
- 5. Школа вXv— началеXviIв.
- Школы элементарного образования
- Городские (латинские) школы
- Гимназии
- Грамматические школы
- Коллежи
- Школы братьев общей жизни
- Дворцовые школы
- Школы иезуитов
- Университеты
- Глава 5. Воспитание и учение в славянском мире
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Киевской Руси
- Византийское влияние
- Идеалы воспитания
- Практика воспитания и учения
- 3. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)
- Идеалы воспитания и образования
- Организация обучения
- 4. Просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
- Учебные заведения
- Вопросы и задания
- РазделIii. Школа и педагогические учения нового времени
- 2. Педагогическая мысль начала Нового времени
- 3. Педагогические идеи Просвещения
- Американские просветители
- Английское Просвещение
- Немецкое Просвещение
- Французское Просвещение
- 4. Педагогические идеи и проекты Французской революции
- 5. Тенденции развития образования
- Развитие элементарных школ
- Состояние полного общего образования
- Эволюция высшего образования
- Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в РоссииXviiIв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в первой половинеXviiIв.
- Школьные проекты
- Реформы воспитания и обучения
- 3. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половинеXviiIв.
- Педагогические проекты Екатерининской эпохи
- Школьные реформы второй половины XVIII в.
- Глава 3. Педагогика и школа ЗападаXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи в философии Педагогические идеи немецкой классической философии
- Педагогические идеи социалистов
- Педагогические идеи позитивизма
- Философия иррационализма о воспитании
- 3. Классики педагогикиXiXстолетия
- 4. Тенденции развития и проблемы общего образования
- Роль государства в развитии школьной системы
- Социальное предназначение и дуализм общего образования
- Вопрос о праве на образование
- Школа, церковь и религия
- Частные учебные заведения
- Управление образованием
- Состояние начального образования
- Среднее образование
- Университеты и другие высшие школы
- Глава 4. Школа и педагогика РоссииXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Развитие образования в первой четвертиXiXв.
- 3. Школьная политика во второй четвертиXiXв.
- 4. Школьные реформы 1860-х гг.
- 5. Школьная реакция
- 6. Педагогическая мысль
- Западники и вопросы воспитания
- Славянофилы и воспитание
- Педагогика второй половины XIX в.
- Вопросы и задания
- РазделIv. История новейшей школы и педагогики
- 2. Основные педагогические течения
- Педагогический традиционализм
- Реформаторская педагогика (новое воспитание)
- 3. Итоги школьных реформ к серединеXXв.
- Школа в сша
- Английская школа
- Школа в Германии
- Школа во Франции
- Японская школа
- 4. Модернизация учебно-воспитательного процесса
- Новые школы
- Экспериментальные средние школы в 1920-1930 гг.
- Экспериментальные начальные школы
- Глава 2. Современная школа и педагогика за рубежом
- 1. Общий взгляд
- 2. Основные направления педагогической мысли
- Социальная педагогика
- Феноменологическая педагогика
- 3. Организация и содержание образования и воспитания Школьные системы
- Школьные программы
- Дифференциация образования и обучения
- Воспитание и политика
- Нравственное воспитание
- Самоуправление учащихся
- Воспитывающее обучение
- Интернациональное и поликультурное воспитание
- 4. Актуальные проблемы воспитания и образования Приоритеты и проблемы воспитания
- Демократизация образования
- Качество образования
- 5. Обновление обучения и воспитания
- Экспериментальные школы
- Педагогическая роль новейших технических средств
- Параллельная школа
- Пожизненное воспитание
- Глава 3. Школа и педагогика России в концеXix— началеXXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Вопрос о школьных реформах
- Всеобщее образование
- 3. Эволюция образования
- Состояние начальной школы
- Изменения в среднем образовании
- Профессионально-техническое образование
- Высшее образование
- Кризис школы
- 4. Педагогические направления и идеи
- Педагогика традиционализма
- Философская педагогика
- Нетрадиционная педагогика
- Глава 4. Отечественная школа и педагогика советского периода
- 1. Общий взгляд
- 2. Принципы школьной политики
- Разрушение старой и создание новой системы образования
- Учебно-методическая работа в 1920-х гг.
- Изменения школьной политики в 1930-х гг.
- Школа во время Великой Отечественной войны
- Приоритеты школьной политики в 1945-1980-е гг.
- Кризис советской школы
- Экспериментальная работа на рубеже 1980-1990-х гг.
- 3. Развитие педагогической науки
- Педагогические дискуссии 1920-х гг.
- Педагогическая мысль российского зарубежья
- Религиозная педагогическая мысль в советской России
- Судьба педологии
- Классики советской педагогики
- Советская педагогика в 1960-1980-х гг.
- Глава 5. Образование и педагогика в России на рубежеXx-xxIвв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Теоретические проблемы образования и воспитания
- Концепции воспитания
- Проблемы дидактики
- Экспериментальные школы как площадка научных исследований
- 3. Система образования Общеобразовательная школа
- Общее профессиональное образование
- Высшее образование
- Учителя, педагогическое образование
- Управление образованием
- 4. Состояние образования и воспитания Показатели кризиса
- Реформы школьных программ
- Дифференциация обучения
- Экспериментальные школы
- Воспитание школьников
- Итоги и перспективы педагогических реформ
- Вопросы и задания
- Литература
- Содержание