logo

Всеобщее образование

Первым шагом реформирования школы политические партии и педагогические организации рассматривали введение всеобщего начального обучения. Этот вопрос был поставлен в конце 1890-х гг. Московским и Петербургским комитетами грамотности, школьными комиссиями земств. Тот же вопрос обсуждался в 1895 г. на II съезде по техническому и профессиональному образованию (проект Вахтерова). Проект предлагал земствам запросить у правительства субсидии на всеобщее обучение. Участники съезда отвергли проект из опасений, что субсидии приведут к усилению правительственного контроля над земской школой. В 1890-х гг. вопрос о всеобщем обучении обсуждался в 24 из 34 губернских земств; 20 из них создали фонды организации всеобщего обучения.

В начале 1900-х гг. Министерство просвещения предложило собственные проекты организации всеобщего обучения. В 1904 г. были выделены государственные субсидии на такую реформу, но она была отложена из-за начавшейся войны с Японией и последовавших вскоре революционных событий.

Экономический рост настоятельно требовал расширения масштабов грамотности населения. I Государственная дума приняла законопроект о введении в течение 10 лет всеобщего начального обучения (1906 г.). Проект не получил хода ввиду отрицательной позиций Государственного совета. В 1907 г. II Государственная дума рассмотрела правительственный проект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», основные положения которого вошли в закон 1908 г. о дополнительных ассигнованиях на нужды начального народного образования. Согласно закону города и земства стали получать некоторые суммы под реализацию планов всеобщего обучения. Субсидии, однако, оказались недостаточными, чтобы осуществить эти планы.

Вопрос о всеобщем обучении вновь обсуждался в III Государственной думе в 1909-1911 гг. (проекты Министерства народного просвещения, партии кадетов, Лиги народного образования и др.). На основе указанных документов Дума приняла законопроект, который предоставлял городам и земствам право вводить обязательное обучение. Законопроект 1911 г. предусматривал сообразовывать программы начальных школ с этническими, бытовыми, религиозными особенностями местного населения и одновременно удовлетворять общегосударственные интересы. Расширялась программа начальных (народных) училищ. Вводилось преподавание элементов геометрии с черчением, географии, отечественной истории, кратких сведений по природоведению и по возможности рисования и физических упражнений. Министерство должно было определять минимальные стандарты программ. Подробные программы предлагалось разрабатывать на уровне уездов. Допускалось преподавание местных языков. Курс обучения устанавливался сроком на 4 года или 6 лет. Законопроект предусматривал ослабление контроля государственных инспекторов народных училищ и одновременно увеличение влияния представителей земств. Планировалось улучшить правовое и финансовое положение учителей.

Законопроект 1911 г. не прошел в Государственном совете и правительстве прежде всего из-за сопротивления сторонников церковно-приходских школ. Их не устроили пункты законопроекта, по которым подобные учебные заведения переходили из-под контроля Святейшего Синода в ведение Министерства просвещения.

Последний в истории царской России проект о введении всеобщего обучения был внесен в 1916 г. в Думу министром просвещения Павлом Николаевичем Игнатьевым (1870-1945). Его предложения во многом повторяли проект 1911 г В качестве начальной ступени обучения намечались 1-4 классы народной школы, либо 1-3 классы высшего начального училища или гимназии. Обсуждение документа не было доведено до конца из-за революционных событий в феврале 1917 г.