logo

Экспериментальные школы

В современной России существенное проявление модернизации образования — деятельность экспериментальных школ. В 1990-х гг. было проведено несколько конкурсов инновационных учебно-воспитательных учреждений. В эти же годы при Академии образования было организовано свыше 10 опытных школ.

В отдельных учебных заведениях делаются попытки возродить опыт отечественных и зарубежных экспериментальных школ прошлого. В России есть последователи американских «метода проектов» и «Дальтон-плана».

В 1990-х гг. возросли масштабы использования методик развивающего обучения, что привело фактически к утрате их экспериментального характера. По сути в начальном образовании наряду с традиционной существуют две разветвленные параллельные системы: по методике Занкова работает около 30% учителей, по методике Давыдова — Эльконина — 10% (данные на конец 1996 г.).

К середине 1990-х гг. государственные лицеи, гимназии, колледжи постепенно утрачивают новизну и превращаются в образцово-показательные учреждения. Подобные учреждения возникли во всех крупных городах, областях и регионах, сделавшись ориентирами при освоении трехкомпонентной программы образования.

В начале 1990-х гг. в России возник новый центр школьного экспериментирования — частные школы, само создание которых после более чем 70-летнего перерыва выглядело нетрадиционно. Частные школы нередко применяют собственные нетрадиционные программы обучения.

Некоторые частные школы идут новым путем при организации обучения.