logo

3. Система воспитания и образования

Традиционно важную роль играли в Византии домашние обучение и воспитание. Для основной части населения это был способ получить начальное христианское воспитание. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей осваивали грамоту и получали книжное образование. В дошедших до нас поучениях детям подчеркнуты важность и необходимость книжного образования: «Читай много и узнаешь много».

В IV в. система образования состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей. Первой ступенью обучения были школы, где мальчики (часто и девочки) под руководством грамматистов получали элементарное образование (пропедиа). письмо, чтение, счет, церковное пение. Грамматистами обычно были малообразованные, занимавшие низкое общественное положение вольнонаемные люди. Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5-7-летнем возрасте и длилось 2-3 года. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты. Используемые в античной школе свитки, пергамент, папирус, стило были постепенно заменены бумагой, птичьим или тростниковым пером. Как и в античные времена, грамоте обучали буквослагательным методом с обязательным хоровым произношением вслух. Господствовали мнемонические приемы обучения, что вполне объяснимо, поскольку разговорный язык того времени значительно отличался от классического греческого, который изучали в школе и на котором излагались учебные тексты, дополненные Псалтырем и житиями святых. Особых перемен в методах обучения счету по сравнению с античной эпохой не произошло. По-прежнему учили с помощью пальцев и абаки. Нерадивых наказывали розгами. Помимо школ грамоты существовали начальные учебные заведения, в которых преподавали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей.

Для большинства учеников обучение завершалось ступенью элементарного образования. Немногие продолжали получать образование в учебных заведениях повышенного типа. Образование выше начального (педua, или энкиклиос педua) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). В школах изучали сочинения классических авторов, прежде всего Гомера. Работа над текстом включала четыре операции: разбор, декламирование, объяснение и критический анализ. Помимо того, изучались грамматика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Постепенно учебные заведения, где давалось образование выше начального, сосредоточились в столице империи Константинополе. В IX-XI вв. там насчитывалось до десяти таких учебных заведений. Учителя и ученики в большинстве своем не принадлежали к духовному сословию. Обучались дети с 10-12 лет до 16-17, т.е. 5-6 лет.

До первой трети X в. в начальной и грамматической школе обычно был один учитель (пайдатес, или дидаскол). Ему помогали несколько лучших учеников-репетиторов (экритуа). Преподаватели объединялись в профессиональные гильдии. Мнение гильдий обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Между преподавателями существовал уговор не переманивать учеников. Дидасколы получали плату от родителей учеников. Заработки были довольно скромными. До нас дошел документ XI в., где учитель, ссылаясь на бедность, просил патриарха перевести его в более доходную школу.

Постепенно структура и программа грамматических школ сделались более сложными. В некоторых учебных заведениях работали группы преподавателей во главе с прокатеменосом. Направления их деятельности санкционировались представителями императорской власти. Программы школ становятся более насыщенными, и они превращаются в своеобразные высшие учебные заведения. Фактически все дети гражданской и церковной знати учились в подобных школах. Цель обучения состояла в овладении эллинской наукой (пайдейя), которая считалась преддверием высшей философии — богословия. Программа представляла собой вариант семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В первую четверицу входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика, во вторую — арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основное число учащихся, однако, ограничивалось усвоением предметов первой четверицы.

Высшие учебные заведения являлись венцом образовательной системы. Часть из них была создана еще в эллинскую эпоху. Высшие учебные заведения приобретали определенную специализацию. Так, в Афинах и Антиохии упор делался на изучении риторики, в Бейруте — на изучении права, в Александрии — на изучении философии, филологии и медицины. Во всех высших школах, однако, непременно преподавалась риторика. Среди методов обучения риторике были популярны состязания школьников. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Школьники учились цитировать по памяти, составлять пересказы, комментарии, описания (экфразы), импровизации (схеды).

Для овладения искусством ритора требовались достаточно широкие знания. Школяры изучали поэмы Томера, произведения древнегреческих писателей, Библию, поучения отцов церкви и т.д. В X в. из программ исключили латынь и все, что было связано с «варварским» Западом. Итак, учащимся нужно было много читать. Литература была важнейшим источником образования. Обыкновенно школяру следовало самому разыскивать нужные книги. В конце учебной недели учитель и один из старших учеников проверяли знания учащихся. Тем, кто не преуспел, полагалось физическое наказание.

Высшие учебные заведения являлись главными очагами педагогической мысли и просвещения. Одним из наиболее заметных среди них оказалась учрежденная в 425 г. в Константинополе высшая школа — Аудиториум (от лат. audireслушать). С IX в. ее стали именовали Магнавра (Золотая палата).

Школа находилась в полном подчинении у императора. Преподаватели считались государственными служащими, получали жалованье и составляли особую замкнутую корпорацию. Число преподавателей доходило до трех десятков. Среди них были греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы. Существовали своеобразные научные кафедры, которые возглавляли консулы философии, главы риторов и пр. В IX в. школой руководил один из виднейших педагогов своего времени, Лев Математик. Он собрал в Магнавре цвет преподавательского корпуса. Вначале обучение шло на латинском и греческом языках. С VII-VIII вв. преподавание велось исключительно на классическом греческом языке. В XV в. вновь стало обязательным изучение латинского языка, в программу были включены новые иностранные языки, с течением времени обучение приобретало специальную направленность, все большее предпочтение отдавалось юридическому образованию. Ведущим направлением в константинопольской высшей школе было освоение античного наследия. В пору расцвета в Магнавре изучались философия Платона и неоплатоников, другие классические греческие тексты. Кроме того, обсуждались сочинения христианских богословов, в частности Иоанна Златоуста. В программу входили метафизика как метод познания природы, философия, богословие, медицина, музыка, история, этика, политика, юриспруденция. Занятия проводились в форме публичных диспутов. Идеальным выпускником считался энциклопедически образованный общественный и церковный деятель.

Помимо Магнавры в Константинополе действовали другие высшие школы, находившиеся в непосредственном подчинении у императора: юридическая, медицинская, философская, патриаршая. В домах состоятельных и именитых византийцев существовали кружки-салоны — своеобразные домашние академии. Они группировались вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Здесь обсуждались различные мировоззренческие вопросы, в частности и воспитание добродетелей.

Наряду со светскими учреждениями усиливалась роль (вплоть до XIV в.) монастырей в развитии высшего образования. Монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции. Вначале это были религиозно-педагогические общины. Главным предметом изучения была Библия. На основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали. Глава школы именовался толкователем. Обучались в такой школе около трех лет. Монастырские школы руководствовались определенными уставами. Один из подобных уставов, в котором регламентировался порядок обучения и воспитания монахов, был создан Феодором Студитом (786-826).