logo

4. Педагогические идеи и проекты Французской революции

Просвещение предложило программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение, формирование полезного человека, который способен отдать полуценные знания на благо гражданского общества. Чтобы осуществить такую программу, надлежало преобразовать все общество. Это была призвана свершить Французская революция (1789-1793).

Деятели революции подхватили педагогические идеи Просвещения. Эти идеи нашли отзвук уже накануне революционной бури, во время созыва представителей всех сословий — Генеральных штатов. Почти во всех адресах, которые направлялись населением в Генеральные штаты, звучало требование создать внесословную общенациональную школьную систему. Участники Французской революции видели в идеях Просвещения основу воспитания членов нового общества. Школьные проекты эпохи Французской революции несут печать этих идей. Ее радикальные представители особо выделяли руссоистскую программу обновления общества и воспитания, считая ее автора теоретиком наилучшей системы воспитания. Автор педагогического проекта Луи Мишель Лепелетье (1763-1793) организовал в честь Руссо торжественную манифестацию. Лидер якобинцев Максимилиан Робеспьер (1758-1794) усматривал в числе достоинств руссоизма идею внеконфессионального религиозного воспитания масс, которую явно использовал при введении культа высшего существа. Почитатели Руссо давали имена героев «Эмиля...» собственным детям и применяли рекомендации своего кумира при их воспитании и обучении.

Вопросы образования с самого начала оказались в поле зрения участников Французской революции. В «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.) провозглашалась задача организации общественного образования, доступного всем гражданам, бесплатного в тех частях обучения, которые необходимы всем людям без изъятия. В педагогических планах и проектах ставились прежде всего вопросы взаимоотношений государства и школы, создания новой системы учебных заведений, реформы содержания образования, подготовки учителей, женского образования. С особым вниманием рассматривались принципы свободы, светскости образования, языкового единства обучения.

В 1791 г. Учредительное собрание рассматривало план организации системы народного образования. Его автором был Шарль Морис Талейран (1754-1838).

Проект предусматривал создание четырех ступеней школы. Первая — начальные учебные заведения, где должны были учить чтению, письму, началам французской грамматики и литературы, математике в пределах четырех арифметических действий, географии того департамента, где находилась школа. В больших городах эту программу предусматривалось дополнить черчением и геометрией. Вторая ступень — 7-летние учебные заведения в центральных городах. Их программа предполагала расширение полученных ранее знаний, а также включала логику и математику, латынь, греческий, физику, естествознание. Третья ступень — специальные учебные заведения в главных городах департаментов (медицинские, военные, юридические, богословские). Вершиной системы становился институт. Первая ступень бесплатная, остальные платные. Учащиеся должны были самостоятельно поддерживать дисциплину. Целью школы провозглашалось пробуждение в юных питомцах инициативы, свободы, любознательности. Учебные заведения планировались как светские, но преподавание «принципов религии» объявлялось обязательным.

План Талейрана для того времени выглядел внушительно. Он не был созданием одного автора. При составлении проекта использовались советы самых образованных людей и ученых Франции. Но документ уже не отвечал духу времени. Некоторые его пункты оказались консервативными: ограничение начальным женского образования, немногочисленность школ второй ступени, обязательность религиозного обучения. Проект не был принят. Учредительное собрание ограничилось включением почерпнутого из него пункта в Конституцию 1791 г., который гласил: «Будет создано и организовано народное образование, общее для всех граждан, бесплатное в отношении тех этапов образования, которые необходимы для всех людей».

В октябре 1791 г. Законодательное собрание вернулось к обсуждению проблемы народного образования. В Комитете по образованию в 1792 г. был разработан проект, автором которого явился видный представитель Просвещения Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794).

Проект предусматривал для детей из народа две ступени элементарного обучения: начальную и повышенную. Четырехлетние начальные школы планировалось организовать в населенных пунктах или группе коммун с числом жителей не менее 400, элементарные школы второй ступени — в каждом городе или округе с 4-5 тыс. жителей. Сверх того предусматривалось создать систему среднего образования — лицеи, а также учреждения высшего образования — институты. Все типы учебных заведений объявлялись бесплатными. Однако образование не являлось обязательным. Доклад Кондорсе для своего времени оказался выдающимся демократическим документом. Он не оставлял места религиозному обучению, намечал принцип преемственности всех ступеней школы, провозглашал равенство образования мужчин и женщин. Проект Кондорсе оказался более всеобъемлющим, гуманным, носящим более народный характер, нежели план Талейрана.

Комитет образования не согласился с предложениями Кондорсе, однако поддержал другой документ, где интерпретировались идеи Кондорсе и намечались определенные меры по созданию светской школы и ликвидации конфессионального обучения. В августе 1792 г. в соответствии с этим Законодательное собрание приняло декрет о закрытии школ религиозных конгрегации.

Противоречивую позицию в вопросах образования заняли якобинцы. В июне 1793 г. по их инициативе был принят новый текст «Декларации прав», где провозглашалось и право общего образования. В этот период были закрыты и подвергнуты реорганизации в соответствии с принципами светскости начальные школы, ранее находившиеся в ведении церкви. Из помещений оставшихся школ выносили изображения святых, уроки катехизиса заменялись «уроками революции», на которых читали «Декларацию прав человека». Но те же якобинцы не поддержали законодательных инициатив по созданию общедоступных школ в виде интернатов — «Домов национального воспитания», а также по организации преемственной системы образования. После принятия декрета «О культе верховного существа» якобинцы ослабили антирелигиозные мероприятия в школе. Больше того, якобинский Конвент принял план, который допускал участие духовенства в организации учебных заведений и оставлял без изменений систему дореволюционных коллежей.

Поражение революции перекрыло путь планам демократизации школы. В 1795 г. в качестве закона во Франции был принят проект, который предлагал весьма умеренные реформы: создание немногочисленных начальных школ для обучения счету, письму и чтению; три четверти учеников этих школ должны были оплачивать обучение.