logo

Вопрос о праве на образование

На Западе в XIX в. была подхвачена идея Просвещения и Французской революции о праве на образование всех общественных классов. Сторонник этого права А. Дистервег, выступая в Гамбургском парламенте, провозгласил равенство детей от рождения и необходимость следовать природе, соединив юношество всех сословий в одних учебных заведениях.

Поддержанная многими крупными педагогами идея права на образование, однако, натолкнулась на серьезное сопротивление. Так, участники комиссии по образованию английского парламента (1807 г.) заявляли, что дать образование рабочим значило бы нанести вред их собственному благополучию и нравственности, ибо они будут презирать свой образ жизни и перестанут быть добрыми слугами и работниками. Противники расширения образованности среди населения стремились устранить из нормативных государственных документов даже упоминание о всеобщем праве на образование. В английской Палате общин дважды (1807, 1820гг.) были провалены проекты повсеместного создания начальных школ. Аналогично поступали и консерваторы во Франции. Они отвергли план организации начальных учебных заведений во всех коммунах (1800 г.); исключили из текста конституции пункт о праве на образование (1848 г.).

При создании национальных школьных систем юридически все общественные классы приобретали право на образование. Безусловно, это было прогрессом по сравнению с принципами сословной школы. Однако принципы равного доступа к полному образованию оставались декларацией. В действительности использование права на полное образование было крайне затруднено для малоимущих слоев общества. Образование для большей части населения ограничивалось рамками начальной школы. Средняя школа рассматривалась в правящих кругах и многими педагогами как учреждение, доступ в которое обеспечен лишь детям имущих классов и небольшому числу способных выходцев из низов. Поступление в среднюю школу затрудняли высокая плата за обучение, несогласованность программ начальной и средней школы, существование особых подготовительных классов при средних учебных заведениях.

В итоге национальные системы образования на Западе складывались без органических связей между массовой начальной школой и немногочисленными средними учебными заведениями. Это порождало существенное противоречие. Оно проявлялось в формальном равенстве прав на образование и фактической дискриминации школьников массовых начальных заведений — выходцев из низов.

Проблема права на образование связывалась с обязательным образованием. Требование обязательного обучения поддерживали в либеральных общественных и педагогических кругах. В пользу реформы приводились прежде всего аргументы экономического порядка. Утверждалось, что обязательное образование — условие индустриального прогресса и успехов в торговле, поскольку обеспечит промышленность и коммерцию необходимыми кадрами. Предлагалось учитывать и то, что реформа позволит эффективнее готовить будущих солдат, т.е. станет важным гарантом национальной безопасности.

Общим во взглядах сторонников обязательного образования являлось требование ограничить обязательность начальной школой. Решение проблемы предусматривалось двоякое. Часть педагогов настаивала на бесплатном обязательном обучении. Большинство сторонников обязательного начального образования склонялись к сохранению платы за обучение. Иллюстративны в этой связи варианты школьных реформ в Англии (1833 г.) и Франции (1860 г.).

Идея обязательного обучения в ряде стран вплоть до конца XIX в. не пользовалась поддержкой общественных сил, от которых зависело ее воплощение. Выступавшие от этих сил педагоги и политики отвергали ее. Так, к примеру, поступали члены «партии порядка» во Франции, тори и большинство вигов в Англии, отклоняя проекты обязательного обучения.