logo

Приоритеты школьной политики в 1945-1980-е гг.

Приоритетами школьной политики 1945 — конца 1980-х гг. являлось достижение и увеличение сроков всеобщего обучения.

К началу 1950-х гг. школа России перешла на всеобщее 7-летнее обучение. На протяжении 1945-1950 гг. количество учащихся 5-8-х классов в РСФСР выросло более чем в два раза и достигло 7,4 млн. Осуществление всеобщего начального и 7-летнего обучения сопровождалось огромными трудностями. Не хватало школьных зданий, письменных принадлежностей, учебников. Постепенно, однако, положение улучшалось.

Следующим важным шагом был переход на всеобщее 8-летнее обучение. Такую реформу предусматривал Закон 1958 г.

Реформа происходила путем трансформации 7-летних школ в 8-летние. Переход на 8-летний всеобуч потребовал рационализации школьной системы, в частности создания в сельской местности школ-интернатов, подготовки дополнительных преподавательских кадров, преодоления второгодничества. К 1961/1962 учебному году реорганизация 7-летних школ в 8-летние была закончена. Реформой 1958 г. предусматривалось, что после 8-летнего обучения выпускники в обязательном порядке должны были отработать три года на производстве. Для желающих продолжать обучение в вузе вводился обязательный производственный стаж. Вскоре, однако, выяснилось, что производственное обучение учащихся общеобразовательной школы себя не оправдывало: по специальностям, приобретенным в школе, работали немногие. Вследствие этого обязательное производственное обучение был отменено в 1964 г.

После того как в 1970 г. в основном было завершено осуществление обязательного 8-летнего обучения, планировалось постепенно вводить всеобщее 10-летнее обучение. К концу 1950-х гг. определилась система учебных заведений среднего образования'. 1) трехлетние общеобразовательные школы; 2) трехлетние вечерние школы; 3) техникумы и другие учебные заведения.

С середины 1960-х гг. в центр школьной политики был поставлен переход ко всеобщему среднему образованию. Эту задачу предполагалось решить к середине 1970-х гг. В 1975 г. в целом по СССР 96% выпускников восьмилетки посещали различные учебные заведения, где давалось полное среднее образование.