logo

Изменения в среднем образовании

В период с конца XIX в. до начала XX в. происходили количественные и качественные изменения и в среднем образовании, где главным типом школы оставалась классическая гимназия. В 1908-1913 гг. число учебных заведений (гимназий, прогимназий и реальных) и учеников увеличилось соответственно с 1136 и 382,5 тыс. до 1630 и 526,5 тыс. Кроме того, действовали свыше 350 частных средних учебных заведений, работали коммерческие училища, кадетские корпуса и среднетехнические училища для мальчиков.

Несмотря на определенный прогресс по охвату населения средним образованием, Россия продолжала отставать от ведущих стран мира. В 1896г. один учащийся средней школы приходился на 564 человек. На Западе в 1910 г. (к этому времени ситуация в России мало изменилась по сравнению с концом XIX в.) успехи были гораздо значительнее: во Франции один ученик средней школы приходился на 300 жителей, в Пруссии — на 122, в Англии — на 202, в США - на 83.

Классическое среднее образование вызывало все больше нареканий. Первым шагом к его реформированию стала деятельность в 1899-1900 гг. особой комиссии в составе представителей министерства, профессоров университетов, педагогов, врачей, которая выработала принципы реформы средней школы. Комиссия 1900г. предложила: 1) создать при университетах педагогические курсы по подготовке учителей средней школы; 2) улучшить материальное положение преподавателей средней школы; 3) сохранить в качестве основных типов средних учебных заведений гимназии и реальные училища; 4) усилить нравственное, национальное и физическое воспитание в средних школах; 5) сократить объем изучения в гимназии латыни и греческого языка (последний сделать необязательным); 6) повысить статус реальных училищ (в частности, допускать их выпускников на физико-математический и медицинский факультеты); 7) облегчить возможности для перехода из гимназии в реальное училище и, наоборот, из реального училища в гимназию.

Предложения комиссии были реализованы только частично. Так, в гимназиях было сокращено число часов преподавания древних языков.

Очередная правительственная Комиссия по средней школе (1901 г.) пошла дальше в предложениях по ослаблению монополии классического образования и усилению современного. Предусматривалось слияние гимназии и реального училища в единое учебное заведение. Было намечено оставить в сокращенном объеме и обязательным лишь для части учеников латинский язык. Необязательным предметом планировали сделать греческий язык. Одновременно предполагалось расширить подготовку по русскому языку и литературе, логике, математике, физике. Намечалось включить в программу ручной труд, образовательные экскурсии, увеличить объем физического воспитания.

Вопреки сопротивлению сторонников классического направления определенные подвижки в сторону современного образования произошли в 1902 г. Осталось лишь несколько гимназий строго классического типа. В остальных гимназиях за счет сокращения преподавания древних языков было усилено изучение русского языка, истории и географии.

Перемены не сняли остроты вопроса реформы средней школы. Под руководством министра народного просвещения П.Н. Игнатьева был составлен План реформы средней школы (1916 г.), которым намечалось создание единой школы (гимназии) с 7-летним курсом обучения и двумя ступенями (1-3 и 4-1 классы). После 4 класса должны были создать 3 ветви обучения: новогуманитарное (базовые предметы — литература и языки), гуманитарно-классическое (с углубленным изучением древних языков), реальное (с двумя отделениями — естественных наук и математики). Предусматривалось покончить с многопредметностью. В учебном плане должны были доминировать отечественные язык и литература, история и география. Нерусские могли осваивать культуру собственного народа. В 1916 г. Игнатьев был отставлен с поста министра и план не получил хода.

В обстановке обострения социальной напряженности накануне первой мировой войны средняя школа испытывала давление реакции. Были урезаны права родительских комитетов, возобновлен внешкольный надзор за учащимися и пр.

Путь реформирования программ, форм и методов среднего образования открыли в начале XX в. экспериментальные учебно-воспитательные заведения.Так, по образцу новых школ Запада были устроены несколько учебных заведений: школа в Царском Селе (1900 г.), гимназия в Новочеркасске (1906 г.), гимназия в Голицыне под Москвой (1910 г.). Наподобие западных сельских воспитательных домов под Москвой (станция Лосиноостровская) и Петербургом (станция Поповка) после 1905 г. были созданы сельские гимназии. Они располагались в сельской местности, что позволяло увязывать обучение с сельскохозяйственным трудом.

Помимо учебных заведений, в значительной мере копировавших западный опыт, появились пилотные (впервые применяющие что-то новое) школы среднего образования. Несколько таких заведений создали товарищества петербургских учителей, например, школу при Педагогической академии (1910 г.). Тогда же нетрадиционные гимназии появились в Москве.

В опытно-экспериментальных заведениях вводили совместное обучение, ученическое самоуправление, коллективное управление: школьные советы с участием педагогов, родителей и учеников. В некоторых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждениях ликвидировали возрастные классы и создавали группы для изучения тех или иных дисциплин. Применялось разделение учеников на сильных и слабых; сильные ученики усваивали учебный материал в более быстром темпе, а слабые получали дополнительное время и индивидуальные задания.