logo

Педагогическая мысль российского зарубежья

В начале 1920-х гг. Россию вынуждены были покинуть многие ученые, составлявшие цвет отечественной педагогической науки, — Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский и другие. В зарубежье возник мощный источник развития российской педагогической мысли. В течение 1920-х гг. почти ежегодно проходили эмигрантские съезды по вопросам воспитания и образования. В 1920-1930-х гг. в Праге, Берлине, Риге, Харбине, Сан-Франциско издавались эмигрантские педагогические журналы. Некоторое время в зарубежье существовали российские научно-педагогические центры (кафедры, педагогические общества и пр.).

Российская эмигрантская педагогическая мысль отвергла радикализм официальной советской педагогики и стремилась опереться на опыт отечественной и мировой педагогической мысли. В теоретической педагогике русского зарубежья особое выражение получили два течения: философско-гуманистическое (продолжившее традиции западной и отечественной классической педагогики XIX столетия) и религиозно-христианское.

Среди представителей первого течения выделялся Сергей Иосифович Гессен (1887-1950). В его главном труде «Основы педагогики» (1923 г.) подчеркнута ведущая роль философии как источника педагогической науки. (Педагогика в большей мере отражает на себе развитие философской мысли.) Гессен видел в образовании прежде всего культурологическую функцию: «Задача всякого образования —- приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного». Идя вслед за неокантианством. Гессен классифицировал педагогику как нормативную науку, т.е. знание о том, каким должно быть воспитание и обучение.

По-своему Тессен рассмотрел вопросы нравственного воспитания. По его убеждению, нравственное воспитание достигается не наставлениями, а педагогическими действиями — правильной организацией работы и жизни учащихся. Подобная организация должна предусмотреть наличие нескольких условий: применение специфических форм деятельности детей соответственно ступеням их развития, особо детские игры, уроки, творчество учащихся в детском саду и в школе, самоуправление учащихся и пр.

Гессен внес свой вклад в развитие дидактики. Он не склонен был акцентировать усилия на славянских традициях русского образования. Истинными он считал прежде всего просто человеческие педагогические идеи. Им предложена идея обучения как диалога культур при сотрудничестве учителя и ученика, охваченных взаимным интересом («заразой») к учебному процессу.

Ярким выразителем русской религиозной педагогики был Василий Васильевич Зеньковский. В 1920-х гг. он был профессором психологии в Белградском университете, возглавлял педагогический институт в Праге. Сделавшись идеологом православной педагогики, Зеньковский особо занимался психологическими изысканиями, настаивая на идеях целостности рационализма и иррационализма человеческого сознания, примирения в человеческой душе путем воспитания правды индивидуализма и правды универсализма. Педагогическая концепция Зеньковского вырастает из идеи «первородного греха» и борьбы с ним. Он считал аксиомой постоянное сосуществование в человеке добра и зла. Уничтожить зло, в том числе запретами, ограничениями, невозможно. Победа добра возможна, если воспитывать дар свободы, обладание которым — залог нравственного становления личности.

Зеньковский полагал заблуждением считать, что источник зла находится лишь во внешней среде. При этом он полемизировал с идеями педоцентризма, подчеркивая, что нельзя говорить о воспитании личности в детях вне содержания жизни личности. Нельзя превращать начало личности в какую-то самосущную, ни от чего не зависимую силу, отделять личность от всего того, что определяет смысл ее жизни. Главным путем педагогического вмешательства в жизнь ребенка Зеньковский рассматривал постановку и решение двух основных задач нравственно-религиозного воспитания: 1) подготовить дитя к вечной жизни; 2) подготовить к этой жизни, так как эта жизнь дает не столько возможность приобрести вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее.

В педагогической концепции В.В. Зеньковского личность и духовность — тождественные понятия: «Все в человеке потому и личностно, что все соотнесено к духовному началу». Духовность человека проявляется, как считал Зеньковский, не только в добре и истинном знании, но и в грехе, и в заблуждениях. Подобную двусторонность следует учитывать при воспитании.

Важным проявлением духовности человека называлась его природная социальность — тяга к общению. (Человек к человеку неравнодушен.) В основе воспитания, следовательно, должны лежать общение, соборность как проникновение в чужой социальный мир для раскрытия собственного мира. Размышляя над общественным предназначением воспитания, Зеньковский ставил религию как фактор и условие такого воспитания в ряд со светским образованием через изучение языка, национальных традиций, литературы и основ науки. Он согласен, что светская педагогика играет положительную роль в воспитании.

Специальному рассмотрению подверг Зеньковский вопрос о национальном воспитании. Он страстно возражал против денационализации молодежи, потери русскости, которая может принимать опасные формы, даже если дети еще хорошо говорят по-русски. Вместе с тем он считал необходимым оберегать национальное воспитание от сентиментального поклонения России, презрения к другим народам. Зеньковский полагал, что истинное национальное воспитание состоит в развитии чистой любви к Родине, никак не замешанной на шовинизме.