2. Воспитание и обучение в Греции
Воспитание и обучение закладывали то великое и прекрасное, что оставила человечеству Древняя Эллада.
В 3-2-м тысячелетиях до н.э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная письменная культура, которой владели жрецы, обитатели царских дворцов, знатные вельможи и состоятельные граждане. От пиктографии к клинописи и до слогового письма — такова эволюция одной из первых письменных цивилизаций. При храмах и дворцах появлялись центры обучения писцов. Крито-микенской (Эгейской) культурой была заложена определенная традиция обучения письму, принятая последующими цивилизациями Запада: правила писать слева направо, сверху вниз, с выделением красной строки и заглавных букв. Первые письмена были сделаны на глиняных пластинах. В крито-микенскую эпоху возникает понятие воспитание (пайдейя), которое трактовалась не только как обучение, но и как общекультурное явление.
Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена так называемой архаической Греции (IX-VIII вв. до н.э.). Ярко и образно нарисовал картины воспитания и обучения этой эпохи Гомер (VIII в. до н.э.) в поэмах «Илиада» и «Одиссея».
Гомер дает представления о пайдейе как системе, ориентированной на несколько основных нравственных ценностей, прежде всего почтительность, честность, добродетельность. Герои Гомера являли примеры не только физического совершенства, но и поведения, благородных манер. Герои получали воспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами, физически крепки, искусные воины и охотники. Герои не чураются ручного труда, если только он не был способом зарабатывать на жизнь. Будучи эталоном благородства и совершенства, они бросали вызов судьбе, идя на рискованные предприятия, выказывая предельное напряжение сил, несгибаемое мужество. Их жизнь — непрестанное соперничество, стремление оказаться впереди остальных, достичь совершенства и удачи. Герои олицетворяли идеалы и понимание пайдейи военной аристократией, которая предусматривала успешную подготовку высокородных людей для различных социальных ролей: воина, атлета, певца, охотника, моряка и др.
Принятые в архаической Греции нормы жизни и воспитания описаны также Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) в поэме «Труды и дни», где говорится о быте и жизненных установлениях той эпохи. Ведущим мотивом поэмы является мысль о трудовой деятельности как важнейшем условии жизни человека. При этом физический труд в качестве средства существования оценивался как проклятье, которое витает над человеком. В отличие от Гомера Гесиод говорит прежде всего о воспитании низов общества.
Общегреческая традиция семейного воспитания была закреплена во многих сочинениях писателей и философов. Отзвук традиции содержат, например, поучительные стихотворные строчки: Приятно, если умный сын в дому растет; Пусть все несут совместно бремя общее и т.д.
Важный этап развития воспитания и обучения в Древней Греции связан с культурой городов-полисов (государств) (VI-IV вв. до н.э.), когда просвещение заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих и свободных граждан. Одно из первых известий об этом — о Крите, где юные граждане имели возможность получать образование за счет государства.
Жизненные идеалы, заложенные в архаических эпосе, мифах и литературе, оказались первоосновой воспитания граждан городов-государств. Указывая на это, греческий комедиограф Аристофан (ок. 445-385 гг. до н.э.) писал: «Орфей обучает нас таинствам, Гесиод — работе на полях, различению сезонов труда... Гомер — чести и славе, порядку войны». Первыми среди подобных образцов были поэмы «Илиада» и «Одиссея». Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, поэмы не только служили материалом при обучении грамоте, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к нравам и характеру народа (Элладу воспитал Гомер).
Идеально воспитанный эллин представлял художественно-культурный тип личности. В соответствии с этим идеалом религиозное воспитание — непременная составляющая развития жителей городов-полисов — приобретало подчеркнуто эстетическую направленность. Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного жителя полиса. Если хотели отозваться дурно о человеке, говорили: «Он не умеет ни читать, ни плавать».
Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древний источник, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке. Ввиду понимания сугубой важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебу юных граждан даже в трудные дни войн. Известно, что когда умирал один из почитаемых философов и сограждане спросили, чем почтить его память, он сказал: «Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий».
Социальный статус людей, занятых профессионально воспитанием, был, впрочем, весьма низким. Им платили не больше, чем средней руки мастеровым. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая поговорка «Он умер или стал учителем».
Учебные заведения были небольшими — 20-50 учеников с одним учителем. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было — выходные дни выпадали на городские и семейные праздники. Книг было мало. Знания усваивались на слух — с голоса учителя. На начальное обучение тратилось 6-8 лет, оно закладывалось примерно к 14-летнему возрасту. Учили начаткам чтения, письма и пения. Читать учились по складам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова — имена богов и героев; далее — первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки. Читали только вслух. Очень много учили наизусть. Писать учились на вощеных дощечках величиной с ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочкой (стило), заостренной с одного конца: острым концом выцарапывали буквы, тупым стирали написанное. Для упражнений в счете служила доска — абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т.д. На клетки клали бобы или камешки — от одного до девяти. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям. Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.
- А.Н. Джуринский
- Джуринский Александр Наумович история образования и педагогической мысли
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г.Вологда, ул.Челюскинцев Предисловие
- РазделI. Воспитание и обучение в древнем мире
- 2. Семейно-сословное воспитание
- 3. Понимание смысла и способов воспитания
- Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. «Дома табличек»
- 3. Школы писцов в Египте
- 4. Воспитание и обучение в Палестине
- 5. Воспитание и обучение в Индии
- Брахманизм и воспитание
- Буддизм и воспитание
- 6. Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае
- Конфуций
- Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Греции
- Обучение в Спарте и Афинах
- Философы Древней Греции о воспитании
- 3. Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
- 4. Воспитание и педагогические идеи в Риме
- Философско-педагогическая мысль
- 5. Идеалы воспитания и обучение ранних христиан
- Обучение первых христиан
- 6. Распространение греко-римской образованности на периферии античного мира
- Глава 4. Представления восточных славян о воспитании
- 1. Общий взгляд
- 2. Народная педагогика восточных славян
- Вопросы и задания
- РазделIi. Воспитание и школа средневековья
- 2. Педагогическая мысль
- 3. Система воспитания и образования
- 4. Место Византии в истории мировой педагогики
- Глава 2. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока
- 3. Система обучения и воспитания в исламском мире
- 4. Воспитание и обучение в Индии
- 5. Школа и взгляды на воспитание в Китае
- Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья
- 1. Общий взгляд
- 2. Философско-педагогическая мысль
- 3. Традиции дохристианского воспитания
- 4. Сословно-семейное воспитание и обучение
- 5. Типы и виды учебных заведений
- Античные школы
- Академия Карла Великого
- Церковные школы
- Городские школы
- Первые университеты
- Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и Реформации
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи Возрождения
- Педагогические идеи итальянского Возрождения
- Педагогические идеи Возрождения во Франции
- Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы
- 3. Педагогические идеи Реформации
- 4. Иезуиты и воспитание
- 5. Школа вXv— началеXviIв.
- Школы элементарного образования
- Городские (латинские) школы
- Гимназии
- Грамматические школы
- Коллежи
- Школы братьев общей жизни
- Дворцовые школы
- Школы иезуитов
- Университеты
- Глава 5. Воспитание и учение в славянском мире
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Киевской Руси
- Византийское влияние
- Идеалы воспитания
- Практика воспитания и учения
- 3. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)
- Идеалы воспитания и образования
- Организация обучения
- 4. Просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
- Учебные заведения
- Вопросы и задания
- РазделIii. Школа и педагогические учения нового времени
- 2. Педагогическая мысль начала Нового времени
- 3. Педагогические идеи Просвещения
- Американские просветители
- Английское Просвещение
- Немецкое Просвещение
- Французское Просвещение
- 4. Педагогические идеи и проекты Французской революции
- 5. Тенденции развития образования
- Развитие элементарных школ
- Состояние полного общего образования
- Эволюция высшего образования
- Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в РоссииXviiIв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в первой половинеXviiIв.
- Школьные проекты
- Реформы воспитания и обучения
- 3. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половинеXviiIв.
- Педагогические проекты Екатерининской эпохи
- Школьные реформы второй половины XVIII в.
- Глава 3. Педагогика и школа ЗападаXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи в философии Педагогические идеи немецкой классической философии
- Педагогические идеи социалистов
- Педагогические идеи позитивизма
- Философия иррационализма о воспитании
- 3. Классики педагогикиXiXстолетия
- 4. Тенденции развития и проблемы общего образования
- Роль государства в развитии школьной системы
- Социальное предназначение и дуализм общего образования
- Вопрос о праве на образование
- Школа, церковь и религия
- Частные учебные заведения
- Управление образованием
- Состояние начального образования
- Среднее образование
- Университеты и другие высшие школы
- Глава 4. Школа и педагогика РоссииXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Развитие образования в первой четвертиXiXв.
- 3. Школьная политика во второй четвертиXiXв.
- 4. Школьные реформы 1860-х гг.
- 5. Школьная реакция
- 6. Педагогическая мысль
- Западники и вопросы воспитания
- Славянофилы и воспитание
- Педагогика второй половины XIX в.
- Вопросы и задания
- РазделIv. История новейшей школы и педагогики
- 2. Основные педагогические течения
- Педагогический традиционализм
- Реформаторская педагогика (новое воспитание)
- 3. Итоги школьных реформ к серединеXXв.
- Школа в сша
- Английская школа
- Школа в Германии
- Школа во Франции
- Японская школа
- 4. Модернизация учебно-воспитательного процесса
- Новые школы
- Экспериментальные средние школы в 1920-1930 гг.
- Экспериментальные начальные школы
- Глава 2. Современная школа и педагогика за рубежом
- 1. Общий взгляд
- 2. Основные направления педагогической мысли
- Социальная педагогика
- Феноменологическая педагогика
- 3. Организация и содержание образования и воспитания Школьные системы
- Школьные программы
- Дифференциация образования и обучения
- Воспитание и политика
- Нравственное воспитание
- Самоуправление учащихся
- Воспитывающее обучение
- Интернациональное и поликультурное воспитание
- 4. Актуальные проблемы воспитания и образования Приоритеты и проблемы воспитания
- Демократизация образования
- Качество образования
- 5. Обновление обучения и воспитания
- Экспериментальные школы
- Педагогическая роль новейших технических средств
- Параллельная школа
- Пожизненное воспитание
- Глава 3. Школа и педагогика России в концеXix— началеXXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Вопрос о школьных реформах
- Всеобщее образование
- 3. Эволюция образования
- Состояние начальной школы
- Изменения в среднем образовании
- Профессионально-техническое образование
- Высшее образование
- Кризис школы
- 4. Педагогические направления и идеи
- Педагогика традиционализма
- Философская педагогика
- Нетрадиционная педагогика
- Глава 4. Отечественная школа и педагогика советского периода
- 1. Общий взгляд
- 2. Принципы школьной политики
- Разрушение старой и создание новой системы образования
- Учебно-методическая работа в 1920-х гг.
- Изменения школьной политики в 1930-х гг.
- Школа во время Великой Отечественной войны
- Приоритеты школьной политики в 1945-1980-е гг.
- Кризис советской школы
- Экспериментальная работа на рубеже 1980-1990-х гг.
- 3. Развитие педагогической науки
- Педагогические дискуссии 1920-х гг.
- Педагогическая мысль российского зарубежья
- Религиозная педагогическая мысль в советской России
- Судьба педологии
- Классики советской педагогики
- Советская педагогика в 1960-1980-х гг.
- Глава 5. Образование и педагогика в России на рубежеXx-xxIвв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Теоретические проблемы образования и воспитания
- Концепции воспитания
- Проблемы дидактики
- Экспериментальные школы как площадка научных исследований
- 3. Система образования Общеобразовательная школа
- Общее профессиональное образование
- Высшее образование
- Учителя, педагогическое образование
- Управление образованием
- 4. Состояние образования и воспитания Показатели кризиса
- Реформы школьных программ
- Дифференциация обучения
- Экспериментальные школы
- Воспитание школьников
- Итоги и перспективы педагогических реформ
- Вопросы и задания
- Литература
- Содержание