logo

Итоги и перспективы педагогических реформ

Реформы образования и воспитания в постсоветской России восприняты в научных и общественных кругах неоднозначно. Если одна их часть исключает возврат к идеологии и практике коммунистического воспитания, повторение негативного опыта советской школы, приведшего ее к системному кризису, то другая испытывает ностальгию по прошлому, предпочитая не вспоминать отрицательные тенденции в развитии советский школы и педагогики. Многие ученые и школьные работники разочарованы результатами педагогических реформ последнего десятилетия. Разноречивость суждений и оценок порождена многомерностью развития современных образования и педагогики. В сфере воспитания и обучения произошли важные прогрессивные сдвиги: крах монополии коммунистической идеологии, отказ от парадигмы эгалитаризма и единообразия; возрождение частной инициативы и т.д. Вместе с тем школа и педагогика столкнулись с такими проблемами, как недостаточная материально-техническая база обучения, отсутствие гарантии равных возможностей образования, снижение качества образования, ухудшение базовой подготовки учащихся, рост национализма и этноцентризма и др.

Выходу из кризиса, восстановлению России в качестве великой державы в сфере образования призван содействовать проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации (2000 г.).

Доктрина декларирует важные стратегические цели и задачи: сохранить преемственность развития культуры; воспитывать патриотов, граждан демократического общества; содействовать разностороннему развитию, формированию навыков самообразования, воспитанию научного мировоззрения молодежи; обновить все составляющие школьного образования; поощрять вариативность типов и видов учебных заведений, образовательных программ, индивидуализированное, личностно-ориентированное обучение, обеспечить преемственность ступеней образования и т.д. Предполагается активное участие государства в оздоровлении и демократизации образования. Доктриной предусмотрено сохранить и упрочить бесплатность и доступность государственных учебных заведений для всех граждан России.