logo

Воспитание школьников

В российской школе продолжают жить традиции авторитарного воспитания. По-прежнему главной фигурой в школе остается учитель, а не ученик. Во многом учебно-воспитательный процесс подчинен регламентациям и формализован. Так, планы воспитательной работы школ из различных регионов страны во многом похожи один на другой. В них мало учитывались конкретные особенности школы, класса. Сохраняются жесткие, грубые формы воспитания.

Развивается и иное воспитание, направленное на поощрение самостоятельности, гуманности подрастающего поколения. Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве. В этих условиях ребенок оказывается полноправным участником педагогического процесса; возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми; реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества.

Важную роль в таком воспитании приобретает самоуправление школьников. К началу 1990-х гг. ученические комитеты имелись практически во всех школах. Однако фактически они служили для манипуляции детьми. Поэтому продолжается поиск иных форм ученического самоуправления. В средних учебных заведениях стали учреждаться школьные советы в составе учеников, преподавателей, администрации, родителей, представителей общественности. Помимо вопросов обучения они занимаются социальными проблемами учащихся и преподавателей. Но следует отметить, что пока школьные советы есть в немногих школах. Роль учеников в них крайне незначительна. Обычно реальная власть в школьном совете принадлежит директору.

Российские педагоги реализуют некоторые проекты, способствующие интернациональному воспитанию в духе общечеловеческих идеалов. Так, в 1990-х гг. в некоторых средних учебных заведениях стали действовать евроклубы, участники которых специально расширяют свои знания о странах Европейского союза.

Заметно увеличились масштабы поликультурного воспитания. В 1990-х гг. в нерусских школах в качестве обязательного компонента введены программы языка, истории и культуры того или иного народа многонациональной России. Особое обучение представителей нерусских национальностей организуют не только в национальных республиках и образованиях, но и в местах их компактного проживания в других регионах.

Программами общеобразовательной школы 1990-х гг. предусмотрены главные направления воспитания: формирование прочных нравственных принципов, гражданской ответственности на основе общепринятых духовных ценностей, освоение духовного богатства отечественной и мировой культуры, приобретение навыков общежития с представителями иных наций.

Возрождается религиозное воспитание. Его можно получать за стенами учебных заведений. С 1990-х гг. при христианских, мусульманских, иудаистских церквях действуют центры религиозного обучения для детей. Запрет на обучение религии в школе не означает сохранения прежней воинствующей атеистической политики. Предлагается учитывать общечеловеческие идеалы, заложенные в религии.

По-новому решаются задачи гражданского воспитания. Развитие человеческой цивилизации рассматривается при обучении как интегральный процесс, что означает взгляд на отечественную и мировую культуру как на единый и сложный поток, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Помимо традиционных дисциплин, на материалах которых осуществлялось гражданское воспитание, в программу вводятся факультативные курсы.

В российском обществе возрождается понимание первостепенности семейного воспитания, того, что семья — незаменимый источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Семья может решать вопросы воспитания совместно со школой. Проводниками такого сотрудничества становятся традиционные родительские комитеты, а также новые органы, в частности школьные советы.

Острый кризис переживают детские организации, которые должны играть важную роль во внешкольном воспитании. В 1991 г., после распада пионерской и комсомольской организаций, возник вакуум, который постепенно заполняется за счет трансформации прежних внешкольных ассоциаций, движений, учреждений и появления новых. В 1990-х гг. действовала сеть внешкольных образовательных учреждений, где ведущее место заняли дома творчества (бывшие дворцы пионеров).

На протяжении 1990-х гг. на основе Всесоюзной пионерской организации возникло объединение «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций», появились скаутские и другие детские организации. Масштабы их деятельности сравнительно невелики. Например, в Москве в 1995 г. в организациях скаутов, пионеров и юногвардейцев насчитывалось всего лишь около 5 тыс. членов. Организации ищут новые содержание и формы работы. Скауты проводят слеты-джамбори.

Руководители детского движения разрабатывают новые программы внешкольной деятельности детей и подростков.

В школе исчез образ враждебного Запада. Расширяются дружеские контакты российских школьников со сверстниками из других стран мира.