logo

Городские (латинские) школы

В Западной Европе в XV — первой трети XVII в. возрастает число светских учебных заведений повышенного общего образования — городских (латинских) школ. Генетически они были связаны с прежними городскими и церковными школами и служили ответом на развитие торгово-промышленной европейской цивилизации. В XV в. городские школы были во всех крупных городах Западной Европы. В XVI-XVII вв. их число продолжало расти. Городские школы носили более светский характер по сравнению с прежними учебными заведениями. Эта перемена коснулась их организации и программ. Постепенно городские школы вышли из-под церковного управления и стали подчиняться местным и общегосударственным властям. Церковь, впрочем, оставила за собой особое влияние. Это выражалось прежде всего в школьном воспитании, которое было построено на религиозных основах. Главами и преподавателями школ зачастую были служители церкви.

В Центральной Европе особую роль в учреждении и реформировании городских школ сыграли педагоги Реформации. Одним из первых шагов явилось учреждение М. Лютером городской (латинской) школы в Эйслебене (1527 г.). Спустя два десятилетия в Германии появилось еще шестьдесят подобных протестантских учебных заведений.

Программа городской (латинской) школы постепенно усложнялась. В Эйслебене она включала изучение школьного Катехизиса на немецком языке, церковное пение, латинскую грамматику и литературу, изучение сочинений древнегреческих авторов, беседы на мирские темы. Для последних использовалось, например, учебное пособие «Педология», где предлагались примерные образцы бесед о сборе винограда, птицеводстве, супружестве, личной гигиене, этикете, театре и пр. В 1528 г. Меланхтон дополнил программу латинской школы преподаванием древнегреческого и древнееврейского языков. В центр учебного процесса было поставлено изучение латинского языка и литературы. Были определены три этапа 5-6-летнего изучения грамматики, чтения произведений греко-римских классиков, сочинений на латинском языке Эразма Роттердамского и других авторов. Последователи Меланхтона пошли еще дальше по пути обогащения программы городской (латинской) школы, в частности, за счет расширения круга чтения классической греко-римской литературы.

В обычной городской (латинской) школе господствовали вербальность и заучивание. Ежевечерне ученики выучивали несколько латинских слов, по субботам повторяли по памяти выученное за неделю. В старших классах в ходу были монологи, диалоги, диспуты на латыни; занятия для старшеклассников могли проходить в виде лекций. Состав классов формировали по уровню подготовки, так что юные школяры нередко учились рядом со взрослыми молодыми людьми. В городских (латинских) школах были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали расширению культуры, эстетическому развитию учащихся. В качестве литературного материала использовались классические тексты и сочинения национальных писателей.

Кроме городских (латинских) школ, в Центральной и Западной Европе были созданы другие учебные заведения повышенного общего образования; гимназии, грамматические и публичные школы, коллежи, школы иеронимитов, дворянские (дворцовые) школы, школы иезуитов.