logo

РазделIi. Воспитание и школа средневековья

Глава 1. Воспитание и школа в Византии

Глава 2. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке

Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья

Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и Реформации

Глава 5 Воспитание и учение в славянском мире

Глава 1. Воспитание и школа в Византии

1. Общий взгляд

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византийская империя просуществовала более тысячи лет, рухнув в 1453 г. под ударами турецких завоевателей.

Византия — прямая наследница эллинско-римской культуры и образования. Однако находившиеся у власти социальные группы Византии не испытывали особого интереса к античному культурному наследию. Больше того, в ее истории были периоды, когда устраивались жестокие гонения на сторонников античной образованности. Например, распоряжением императора в 529 г была закрыта Платонова академия в Афинах — один из важных хранителей греко-латинской педагогической традиции. Тогда же было запрещено выплачивать жалованье учителям-риторам и грамматикам, после чего в большинстве городов Византии школы античного типа закрылись.

После крестовых походов и короткого существования Латинской империи в Византии с XIII в. усиливается западное влияние. Особенностью византийской культуры и педагогической мысли являлось их формирование на разнородной этнической основе: греко-римлянами и другими народами Средиземноморья, Закавказья, Малой Азии, Крыма, Балкан и др. Доминирующим, однако, являлся греческий этнос, который пользовался особой поддержкой государства и церкви. Так что культура и воспитание в Византийской империи были прежде всего грекоязычными. Другая особенность состояла в том, что Византия одновременно следовала античной и христианской традициям. Идеалом образованного византийца считался человек с греко-римским классическим образованием и христианско-православным мировоззрением. Подобный идеал возник как переходный от античного к средневековому.

По уровню образованности Византия значительно превосходила вплоть до XIV в. Западную Европу. Формальных социальных ограничений на получение образования не существовало. Школы могли посещать все, кто мог и хотел учиться. Примечательной чертой общественной жизни являлся высокий социальный статус образованных людей. Образованность — величайшая из добродетелей. — гласил один из императорских указов. Наличие образования являлось непременным условием для чиновников и членов церковных учреждений.

В Византии, в отличие от большинства раннесредневековых государств, отсутствовал а монополия церкви на образование. Светская власть в лице императора диктовала условия и ход развития школьного дела. Но, в отличие от античной греко-римской традиции, религия занимала ведущее место в программах обучения и воспитании. Учебный день школяра начинался с молитв. Вот одна из них: Господи Иисусе Христе, раствори уши и очи сердца моего, чтобы я уразумел слово Твое и научился творить волю Твою.

В истории просвещения и педагогической мысли Византии выделяются несколько этапов. На первом этапе (IV-IX вв.) заметно воздействие идеологии раннего христианства и античной образованности. Следующий этап (IX-XII вв.) известен наивысшим подъемом просвещения. Были открыты новые учебные заведения, и появились различные труды энциклопедического содержания. Поощрялась деятельность ученых по организации образования. На последнем этапе (XIII-XV вв.) просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе. Это было время, когда в педагогической мысли Византии усилились клерикальные тенденции, что выразилось в оформлении монашеского направление исихиастов (от слова исихия — умная молитва). Исихиасты крайне отрицательно относились к светской образованности, античному знанию. Главным при становления личности они считали нравствено-религиозное воспитание, трактуя его предельно мистически.