logo

Развитие элементарных школ

Развитие учреждений начального обучения в Западной Европе и Северной Америке представляло сложную картину борьбы нового со старым. В целом начальная школа не справлялась со своими задачами. Основная масса населения, и прежде всего крестьяне, оставалась неграмотной. Правящие классы пренебрегали просвещением народа. В Германии, где судьба начальных школ фактически полностью зависела от покровительства местных крупных землевладельцев и церковных властей, вопрос о сколько-нибудь систематической подготовке учителей и ликвидации неграмотности даже не ставился. В результате к концу XVIII в. чтением и письмом владело чуть больше трети населения Германии. Несмотря на эдикты, предписывающие отдавать детей в школу, в действительности в лучшем случае ее посещал лишь каждый второй ребенок. В застое оказалось и образование в Англии, где в конце XVIII в. на 1712 жителей в среднем приходился лишь один учащийся. Не лучше выглядела ситуация во Франции. Королевские власти не выделяли ни одного су на школы для низших слоев населения. В большинстве провинций не хватало начальных учебных заведений. Даже в сравнительно благополучном Орлеанском округе в 1750 г. на 106 коммун приходилось лишь 50 учреждений элементарного образования. Не хватало профессиональных преподавателей. Количество учебных заведений для подготовки преподавателей элементарной школы исчислялось единицами. Число выпускников было крайне незначительным. Так, единственная на всю Францию семинария св. Шарля в конце XVII в. выпускала ежегодно 2-3 десятка учителей, что было каплей в море.

Однако при всем этом масштабы и эффективность начального обучения неуклонно повышались. Обратимся для примера к данным по Франции.

В ряде провинций количество начальных учебных заведений увеличилось в течение 1600-х гг. почти в пять раз. В некоторых местностях в конце XVII в. произошел резкий прирост таких заведений. Так, в округе Монпелье в 1677 г. начальные школы имелись в 40% коммун, а спустя 10 лет — уже в 73%. В конце XVII в. грамотность мужского городского населения колебалась в пределах 40-80%. Особенно высок был ее уровень в первом и втором сословиях: у мужчин до 100%, у женщин — до 70%. Распространялась грамотность и среди городской части третьего сословия. Еще большая часть населения была охвачена элементарным обучением в 1700-х гг. Так, в Руанском округе в 1790 г. начальные школы имелись почти во всех коммунах. Росла грамотность в городах. В итоге к концу XVIII в. 47% мужчин и 26% женщин во Франции были грамотными.

Живительную струю в организацию школ начального обучения внесли представители движения Реформации в Германии, Англии и Северной Америке.

Яркий образец программы элементарных школ, создававшихся деятелями Реформации, — Готский школьный устав (1642 г.). Он сделался каноном для многих учебных заведений в Германии. Документ был выработан под заметным воздействием идей Я.-А. Коменского и В. Ратке. Уставом планировалось обучение в трех классах: низшем, среднем и старшем. В первых двух классах по катехизису обучали родному языку (чтение, письмо), счету, церковному пению. В старшем классе к этому добавляли «мирские предметы»: изучение обычаев, начала естествознания, местной географии. Последние содержали знания о природе (почему молния видна раньше, чем слышится гром, и т.п.), о ведении хозяйства (советы земледельцу), первые сведения о судопроизводстве и собственности (что такое межа между частными владениями и др.). Преподавать «мирские предметы» надлежало, опираясь на наглядность и наблюдения; учитель должен был добиваться достижения учениками определенного уровня подготовки. Начальный возраст ученика определялся Готским уставом в 5 лет; учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен (но не дольше, чем до 14 лет). Занятия шли круглый год, 5 дней в неделю (за исключением среды и субботы), по 6 часов ежедневно. В деревенских школах предусматривались 6-недельные летние каникулы, в городских — 4-недельные. Всем предметам, кроме мирских, обучал один учитель — шульмейстер. «Мирские предметы» преподавали специальные учителя. Предполагалось поднять социальный статус учителя путем создания специальных учреждений подготовки шульмейстеров, введения постоянной оплаты учительского труда.

В Англии на протяжении XVII-XVIII вв. под эгидой англиканской церкви создавались благотворительные и воскресные школы для бедняков. Уровень подготовки в этих учебных заведениях элементарного образования был крайне низким: лишь некоторые выпускники могли с трудом читать религиозные тексты на родном языке.

В Северной Америке первые школы начального образования появились в общинах пуритан в XVII в. В 1647 г. в колонии Массачусетс был принят первый закон, регламентировавший программу и деятельность таких школ в духе Реформации.

В 1600-1700 гг. католические монархии и римская церковь заметно активизировали свою деятельность в сфере элементарного образования. В значительной степени это было вызвано стремлением противостоять влиянию Реформации. Пример такой политики — начальная школа Франции. Под нажимом католиков во Франции было сорвано соблюдение Нантского эдикта 1508 г. (отменен в 1685 г.), вследствие чего гугеноты лишились возможности создавать свои учебные заведения. Одновременно королевские власти и католический клир насаждали католические начальные школы. Была основана упомянутая выше семинария св. Шарля, которая готовила преподавателей для школ бедняков. Появились и первые руководства, адресованные этим преподавателям: «Христианские нравственные мысли для образования детей», «Приходская школа, или Способ обучать в малых школах» и др. В конце XVII в. появились первые уставы католических начальных школ. Эти документы пронизаны авторитарным и консервативным духом: запрещаются смешанные школы, подчеркивается необходимость телесных наказаний. (Розга необходима, ибо рождает мудрость.) Но в них чувствуется и влияние новых дидактических идей. (Дети усвоят хорошо текст лишь тогда, когда прочтут его самостоятельно.)

Руководство католической церкви во Франции подхватило идею распространения образованности. В одном из кардинальских посланий (1698 г.) провозглашалась необходимость обучения для всех французов (для знати — обязательно). В документе регламентировались подотчетность церковных школ элементарного обучения, ежегодные суммы вознаграждения учителям — женщинам и мужчинам. Французский епископат, заботясь о своем влиянии на воспитание и обучение, призывал верующих укреплять в детях религиозные чувства.

Активную деятельность в сфере элементарного образования Франции развернула католическая конгрегация «Братья христианских школ». Первая школа конгрегации появилась во Франции в 1679 г. Спустя 40 лет подобные школы действовали в 22 городах. К 1789 г. в учебных заведениях «Братьев...» насчитывалось до 36 тыс. учащихся в 116 городах. Обучение было бесплатным. В классах занималось до 100 учеников. Вместо индивидуального применялся метод фронтального обучения. Ученики овладевали началами чтения и письма на французском языке, правилами арифметики, заучивали псалмы, иногда учились читать по-латыни. Впрочем, далеко не все осваивали подобную программу, поэтому тех школяров, которые овладевали искусством выводить буквы, награждали громким титулом «писателя».