Школьные проекты
В первой половине XIX в., в Петровскую эпоху правительству был предложен ряд школьных проектов. Один из первых проектов — о создании светских учебных заведений — был представлен родственником Петра I Федором Салтыковым (ум. 1715 г.).
В «Пропозициях» Салтыкова (1712 г.) предлагалось учредить в каждой губернии по 1-2 академии в зданиях монастырей, учителями приглашать сведущих лиц и иностранцев. Проектируемые академии напоминали западноевропейские дворцовые школы. Кроме общеобразовательных дисциплин (грамматика, риторика, поэтика, философия, история, география, математика, физика), предполагалось обучать различным научно-техническим предметам (механика, фортификация, архитектура и пр.). Также предусматривалось давать уроки танцев, фехтования, верховой езды. Салтыков предлагал создать в каждой губернии две женские школы.
Свои предложения представил деятель русского Просвещения, участник школьных реформ Василий Никитич Татищев (1686-1750). Он открыл несколько горнозаводских школ, изложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обучения в ряде сочинений, прежде всего в «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733 г.). Главной наукой Татищев почитает, чтоб человек мог себя познать. Он приходит к заключению о необходимости воспитания и обучения, соответственного возрастам человека: как прирастают и совершенствуются в течение жизни знания отдельного человека, так совершенствуется и знание человечества вместе с его возрастом. Основной целью «Разговора...» является доказательство необходимости посылать молодых людей обучаться нужным и полезным наукам за границей. Желание и надежда на учрежденные Петром школы оказались, по наблюдению Татищева, обманутыми. Он предлагает создавать новые и исправлять существующие училища. Татищевская программа дворянского воспитания предусматривала преподавание светских наук и религиозное обучение. Им выдвинут план открытия академий или университетов, гимназий и академий ремесел. Татищев обосновывал идею, что учитель не только должен знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Он помышлял о том, чтобы дать человеку знание того, что что ему полезно и нужно и что вредно и непотребно. В соответствии с этим науки делились на нужные (домоводство, мораль, религия и пр.), полезные (письмо, красноречие, иностранные языки, математика, естественные науки и пр.), щегольские (поэзия, музыка, верховая езда, танцы и пр.), любопытные (астрология, алхимия и пр.) и вредные (ворожба, чернокнижие и пр.).
На позициях критического, рационалистического видения мира стоял заметный просветитель петровской эпохи Феофан Прокопович (1681-1736). Деятельный участник школьных реформ, сторонник светского образования, европейски образованный, Прокопович в своих проектах использовал зарубежный опыт преподавания западноевропейского круга наук, педагогики иезуитов. В книге-букваре «Первое учение отроком» Прокопович давал советы родителям и воспитателям, подчеркивая важность воспитания для судьбы человека. (Каков кто отрок есть, таков и муж будет.)
Иначе трактовал западноевропейскую педагогическую традицию Иван Тихонович Посошков (1653-1726). Свои воззрения И.Т. Посошков представил в трактате «Завещание отеческое» (1705 г.), где причудливо ужились старорусский консерватизм (враждебность к иноземцам, инакомыслию) и горячая поддержка просветительских реформ Петра. Посошков требовал воспитывать детей в великой грозе, в духе религиозности и покорности, не возражал против физических наказаний (если сын впадет в 6луд, ребра ему круши). Вместе с тем им обозначена куда более обширная программа образования, нежели в Московской Руси: славянский язык, письмо, грамматика, арифметика, латинский и греческий языки, ремесла (художества). Он предлагал создавать книги по принципу самоучителя. Посошков помышлял об организации повсеместного женского образования, всеобщего начального обучения крестьян. (Нужно так устроить, чтобы и в малой деревне не было безграмотного человека.)
Свой проект развития образования представил Петру I немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). План Лейбница носил отчетливо практическую направленность (на первом месте стояли физико-математические науки) и отличался предложением обучать на основе энциклопедических программ.
Особую роль в отечественной педагогической мысли и реформах образования и воспитания в XVIII в. сыграл великий ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Ломоносов придавал большое значение воспитанию: «..Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». В воспитании особо выделял такие качества, как любовь к отчизне, милосердие, трудолюбие, любовь к знаниям, высокая нравственность. Клеймил такие пороки, как лень, скупость, трусость, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство. Ломоносов являлся видным идеологом светского государственного образования. Он содействовал демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ломоносов был одним из создателей Московского университета. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образования химию и астрономию, первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Им разработаны «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где даны рекомендации сознательного, последовательного, систематического, наглядного обучения. Ломоносов выдвинул в качестве ведущего принцип научности в обучении.
- А.Н. Джуринский
- Джуринский Александр Наумович история образования и педагогической мысли
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г.Вологда, ул.Челюскинцев Предисловие
- РазделI. Воспитание и обучение в древнем мире
- 2. Семейно-сословное воспитание
- 3. Понимание смысла и способов воспитания
- Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. «Дома табличек»
- 3. Школы писцов в Египте
- 4. Воспитание и обучение в Палестине
- 5. Воспитание и обучение в Индии
- Брахманизм и воспитание
- Буддизм и воспитание
- 6. Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае
- Конфуций
- Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Греции
- Обучение в Спарте и Афинах
- Философы Древней Греции о воспитании
- 3. Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
- 4. Воспитание и педагогические идеи в Риме
- Философско-педагогическая мысль
- 5. Идеалы воспитания и обучение ранних христиан
- Обучение первых христиан
- 6. Распространение греко-римской образованности на периферии античного мира
- Глава 4. Представления восточных славян о воспитании
- 1. Общий взгляд
- 2. Народная педагогика восточных славян
- Вопросы и задания
- РазделIi. Воспитание и школа средневековья
- 2. Педагогическая мысль
- 3. Система воспитания и образования
- 4. Место Византии в истории мировой педагогики
- Глава 2. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока
- 3. Система обучения и воспитания в исламском мире
- 4. Воспитание и обучение в Индии
- 5. Школа и взгляды на воспитание в Китае
- Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья
- 1. Общий взгляд
- 2. Философско-педагогическая мысль
- 3. Традиции дохристианского воспитания
- 4. Сословно-семейное воспитание и обучение
- 5. Типы и виды учебных заведений
- Античные школы
- Академия Карла Великого
- Церковные школы
- Городские школы
- Первые университеты
- Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и Реформации
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи Возрождения
- Педагогические идеи итальянского Возрождения
- Педагогические идеи Возрождения во Франции
- Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы
- 3. Педагогические идеи Реформации
- 4. Иезуиты и воспитание
- 5. Школа вXv— началеXviIв.
- Школы элементарного образования
- Городские (латинские) школы
- Гимназии
- Грамматические школы
- Коллежи
- Школы братьев общей жизни
- Дворцовые школы
- Школы иезуитов
- Университеты
- Глава 5. Воспитание и учение в славянском мире
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Киевской Руси
- Византийское влияние
- Идеалы воспитания
- Практика воспитания и учения
- 3. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)
- Идеалы воспитания и образования
- Организация обучения
- 4. Просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
- Учебные заведения
- Вопросы и задания
- РазделIii. Школа и педагогические учения нового времени
- 2. Педагогическая мысль начала Нового времени
- 3. Педагогические идеи Просвещения
- Американские просветители
- Английское Просвещение
- Немецкое Просвещение
- Французское Просвещение
- 4. Педагогические идеи и проекты Французской революции
- 5. Тенденции развития образования
- Развитие элементарных школ
- Состояние полного общего образования
- Эволюция высшего образования
- Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в РоссииXviiIв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в первой половинеXviiIв.
- Школьные проекты
- Реформы воспитания и обучения
- 3. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половинеXviiIв.
- Педагогические проекты Екатерининской эпохи
- Школьные реформы второй половины XVIII в.
- Глава 3. Педагогика и школа ЗападаXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи в философии Педагогические идеи немецкой классической философии
- Педагогические идеи социалистов
- Педагогические идеи позитивизма
- Философия иррационализма о воспитании
- 3. Классики педагогикиXiXстолетия
- 4. Тенденции развития и проблемы общего образования
- Роль государства в развитии школьной системы
- Социальное предназначение и дуализм общего образования
- Вопрос о праве на образование
- Школа, церковь и религия
- Частные учебные заведения
- Управление образованием
- Состояние начального образования
- Среднее образование
- Университеты и другие высшие школы
- Глава 4. Школа и педагогика РоссииXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Развитие образования в первой четвертиXiXв.
- 3. Школьная политика во второй четвертиXiXв.
- 4. Школьные реформы 1860-х гг.
- 5. Школьная реакция
- 6. Педагогическая мысль
- Западники и вопросы воспитания
- Славянофилы и воспитание
- Педагогика второй половины XIX в.
- Вопросы и задания
- РазделIv. История новейшей школы и педагогики
- 2. Основные педагогические течения
- Педагогический традиционализм
- Реформаторская педагогика (новое воспитание)
- 3. Итоги школьных реформ к серединеXXв.
- Школа в сша
- Английская школа
- Школа в Германии
- Школа во Франции
- Японская школа
- 4. Модернизация учебно-воспитательного процесса
- Новые школы
- Экспериментальные средние школы в 1920-1930 гг.
- Экспериментальные начальные школы
- Глава 2. Современная школа и педагогика за рубежом
- 1. Общий взгляд
- 2. Основные направления педагогической мысли
- Социальная педагогика
- Феноменологическая педагогика
- 3. Организация и содержание образования и воспитания Школьные системы
- Школьные программы
- Дифференциация образования и обучения
- Воспитание и политика
- Нравственное воспитание
- Самоуправление учащихся
- Воспитывающее обучение
- Интернациональное и поликультурное воспитание
- 4. Актуальные проблемы воспитания и образования Приоритеты и проблемы воспитания
- Демократизация образования
- Качество образования
- 5. Обновление обучения и воспитания
- Экспериментальные школы
- Педагогическая роль новейших технических средств
- Параллельная школа
- Пожизненное воспитание
- Глава 3. Школа и педагогика России в концеXix— началеXXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Вопрос о школьных реформах
- Всеобщее образование
- 3. Эволюция образования
- Состояние начальной школы
- Изменения в среднем образовании
- Профессионально-техническое образование
- Высшее образование
- Кризис школы
- 4. Педагогические направления и идеи
- Педагогика традиционализма
- Философская педагогика
- Нетрадиционная педагогика
- Глава 4. Отечественная школа и педагогика советского периода
- 1. Общий взгляд
- 2. Принципы школьной политики
- Разрушение старой и создание новой системы образования
- Учебно-методическая работа в 1920-х гг.
- Изменения школьной политики в 1930-х гг.
- Школа во время Великой Отечественной войны
- Приоритеты школьной политики в 1945-1980-е гг.
- Кризис советской школы
- Экспериментальная работа на рубеже 1980-1990-х гг.
- 3. Развитие педагогической науки
- Педагогические дискуссии 1920-х гг.
- Педагогическая мысль российского зарубежья
- Религиозная педагогическая мысль в советской России
- Судьба педологии
- Классики советской педагогики
- Советская педагогика в 1960-1980-х гг.
- Глава 5. Образование и педагогика в России на рубежеXx-xxIвв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Теоретические проблемы образования и воспитания
- Концепции воспитания
- Проблемы дидактики
- Экспериментальные школы как площадка научных исследований
- 3. Система образования Общеобразовательная школа
- Общее профессиональное образование
- Высшее образование
- Учителя, педагогическое образование
- Управление образованием
- 4. Состояние образования и воспитания Показатели кризиса
- Реформы школьных программ
- Дифференциация обучения
- Экспериментальные школы
- Воспитание школьников
- Итоги и перспективы педагогических реформ
- Вопросы и задания
- Литература
- Содержание