logo

5. Обновление обучения и воспитания

Организация учебно-воспитательного процесса за рубежом имеет определенные недостатки. Учащиеся нередко оказываются несостоятельными, когда от них требуются самостоятельность, инициатива, творчество. Глубокие корни пустили малопродуктивные методы обучения: заучивание, повторение гипертрофированная работа с учебниками. Заметной частью методики обучения остается подражание. Учебно-воспитательный процесс по преимуществу ориентирован на модель «учитель как центр обучения», на «среднего ученика», будучи далеким от запросов, способностей, устремлений учащихся. Необходимость преодоления экзаменационных барьеров с их стандартами и регламентациями нередко лимитирует живую мысль ученика.

В числе новаций, коснувшихся массового образования, оказались, например, введение в школы большинства ведущих стран мира пятидневной учебной недели, совершенствование классно-урочной системы.

В зарубежной педагогике необходимость обновления воспитания и обучения не вызывает сомнений. Наиболее радикальную позицию занимают сторонники неинституционной педагогики. Один из ее зачинателей, И. Иллич (США), заявляет, что современная школа обречена на исчезновение и что следует полностью изменить ориентиры образования. Большинство педагогов, впрочем, далеки от подобного радикализма. Они хотят влить новое вино в старые мехи, т.е. совершенствовать существующую практику школы посредством корректировки содержания и форм обучения и воспитания.