logo

Византийское влияние

Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего в виде православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Руси. Принятие христианства растянулось на длительное время в силу языческих традиций, воспитания в том числе. Русичи цепко держались за старых богов и прежние духовные обычаи. Они еще долго учили детей поклоняться силам природы и почитанию предков: семейного предка (дедушки домового), прародительницы (роженицы) и др.

Принятие христианства имело далеко идущие последствия для педагогического мышления русичей. Православие предложило новые для древнерусского этноса идеалы воспитания, воздействовало на пересмотр прежних нравственных норм. Вместе с православием пришли письменность и школы. Церковь благотоворно укрепила семью как очаг воспитания, положительно воздействовала на нравственность славян.

Многослойность византизма в культурно-образовательном отношении обусловила и его неоднозначное воздействие на культуру и просвещение на Руси. Византизм нес в себе мощный заряд патриотической направленности. Он двояко трактовал материальную, физическую красоту, расценивая ее как Божий дар и воспитывая к ней опасливое отношение, как к источнику греховных чувственных наслаждений. Остановив выбор на восточном христианстве, Киевская Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской «латинской учености».

Важным передаточным звеном восточного христианства и византийской образованности, общеславянской традиции воспитания для Киевской Руси стала Болгария. Когда в 70-х гг. X в. Болгария была опустошена войсками Византии, многие болгарские книжники нашли приют в Киеве. Они приняли участие в подготовке первого поколения книжно образованных людей на Руси, в приобщении к византийской, античной и библейской мудрости. Из Болгарии на Русь пришли и первые учебные книги «Азбучная молитва», «О письменах», «Шестоднев» и др.

Смешение язычества и христианства наложило неизгладимый отпечаток на психологию и мироощущение русичей. Возник сплав мифологического сознания и культа Богочеловека. Христианская идея единого Бога, отца и заступника, соответствовала родоплеменному устройству восточных славян. Христианские нравственные заповеди («Трудись — и тебе воздастся»; «Возлюби ближнего своего» и пр.) оказались созвучны духовно-нравственным идеалам языческой Руси. Идея самопожертвования Христа ради человеческого рода легла на благодатную почву нравственных установлений восточных славян о жертвенности отдельной личности во имя семьи, общины и племени. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но взаимодействуя с ним.

При общении с византийской культурой и образованностью русичи соединили присущее им искони эстетическое отношение к природе с духовностью человеческого существования, которое несло христианство. В результате мыслители Киевской Руси обратились прежде всего не к разуму, а к чувству и сердцу человека.

Главным фактором генезиса восточнославянской письменной культуры и образования в Киевской Руси стало, впрочем, не внешнее воздействие. Объективно их развитие было предопределено появлением городов и государственных институтов. Педагогическая мысль, школа Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык и алфавит (азбука-кириллица).

Элементы византийской культуры органично перешли в культуру и образование Киевской Руси. Существенную роль в этом сыграли пришедшие из Византии дидактические установки иконописи. Икона должна была быть понятна неграмотным верующим, как книга для читателя. Она была призвана возбуждать и воспитывать определенные эмоции и чувства: жалость, сострадание, почтительность, страх расплаты за безнравственные поступки и пр. У византийцев были заимствованы жанр и стилистика житий святых, поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа воспитания. Из житий святых известны переводные патерики (Синайский, Египетский, Иерусалимский), а также многократно переписывавшийся Печерский патерик. «Жития...» прославляли аскетизм воспитания.

В качестве образца поучений можно указать Изборник Святослава (1076 г.), материал которого взят из ряда религиозных источников («Притчи Соломона», «Премудрости Иисуса» и др.). Во многих списках были распространены поучения Иоанна Златоуста; выдержки и пересказ этих поучений служили основой многих сборников, имевших педагогическую направленность: «Измарагды (т.е. изумруды) Златоусты», «Пчелы».

Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум. 1182 г.). Его сочинения адресовались высоко образованным людям. Рассуждая о сущности воспитания, он утверждал, что его успех основан на вере в Бога. Будучи сенсуалистом, Кирилл Туровский говорил о том, что человек приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств. Кириллом Туровским и другими древне русским и мыслителями (например, Кириком Новгородским) усиленно разрабатывались проблемы познания и обучения.