logo

Изменения школьной политики в 1930-х гг.

Крупные коррективы в принципы педагогической и школьной политики были внесены в 1930-х гг. Руководство страны и ВКП(б) приняло постановление «О начальной и средней школе» (1931 г.), где констатировалась слабая подготовка учащихся и намечался перевод на предметные программы. Постановление создало предпосылки для улучшения качества обучения. Это стало возможным прежде всего в результате создания устойчивой школьной системы с преемственными ступенями. Стабильные программы и четкая организация обучения способствовали выходу образования из кризиса. Сильные стороны реформ 1930-х гг. — появление стройной структуры преемственных подсистем (от начальной до высшей), регулярное предметное обучение, единый режим занятий, введение стандартных программ и учебников. Однако новая система таила изъяны, которые в дальнейшем отрицательно повлияли на школу: безальтернативность и чрезмерная унификация принципов, содержания и организации учебного процесса, отказ от дифференциации в обучении. Частично подобные недостатки компенсировались благодаря усилиям рядовых учителей, стихийной дифференциации, когда часть учащихся шла в профессиональные школы, а другая — в высшие учебные заведения, деятельности ОПХ дававших образцы обучения на началах самостоятельности, активности, умения ориентироваться в окружающей среде.

Важным следствием курса на повышение образовательного уровня населения была организация к концу 1930-х гг. в городах всеобщего 7-летнего обучения. Вместе с тем неграмотность оставалась острейшей проблемой. Так, в 1939 г. каждый пятый житель старше 10 лет не умел читать и писать.

В 1930-е гг. произошел откат от целесообразных педагогических идей 1920-х гг. В школе укреплялся дух казармы и авторитарности, предавались забвению принципы трудового обучения, упразднялось самоуправление, наметился возврат к консервативным традициям гимназического образования. Была упразднена система ОПУ В сфере образования и педагогике усиленно насаждался культ личности Сталина.