5. Идеалы воспитания и обучение ранних христиан
Христианские общины возникли в I в. в Палестине, откуда идеи христианства распространились по всей Римской империи. Особенно популярны они были в восточных провинциях у евреев. Воспитание в первых общинах христиан ориентировалось на Библию — собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей: Ветхого завета (тексты 2-1-го тысячелетий до н.э.), куда уходит начало христианской религиозной традиции воспитания, и Нового завета (создан в I-II вв.), где обоснованы христианские цели и содержание воспитания. Библия провозгласила гуманистические взгляды на воспитание: любовь к людям и идею самосовершенства для спасения и вечной жизни.
Христианство пересмотрело существовавшее прежде религиозное предписание: «Люби ремесло и отвергай учительство». В противовес этому христиане-книжники сами часто зарабатывали на жизнь, особенно плотницким ремеслом. Всеобщее учительство — овладение и передача знаний, нравственное совершенствование — становится у христиан явным и поощряемым жизненным приоритетом. Как следует из евангельских текстов, Иисус Христос и его апостолы несколько лет вели жизнь странствующих учителей.
Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, осознание высокой важности трудового воспитания. Последнее хорошо иллюстрируют слова апостола Павла: «Кто не хочет трудиться, тот не ешь». В Евангелии по-новому раскрыты лежащие в основе воспитания нравственные правила Ветхого завета, облеченные в форму заповедей: «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй», «Возлюби ближнего своего» и др. Эти заповеди рассмотрены не столько как этические и юридические каноны, сколько как нормы состояния души.
Раннее христианство придавало особое значение семейному воспитанию, продолжив традицию уходившей эпохи. Философско-педагогические идеалы античности и христианства, имея общие истоки и соприкосновение, существенно отличались. Если в античном мире человек являлся мерилом всех вещей, то высшей мерой христианского мироустройства объявлялся Бог. Идеальное воспитание, согласно христианской традиции, состояло не только в овладении знанием, но и в построении себя по образу Божьему.
С христианством пришел новый взгляд на ребенка. В древних цивилизациях дитя изначально не рассматривалось самодостаточной личностью, а прежде всего как результат половых сношений (порой нежелательный или неудачный; отсюда довольно широкое распространение детоубийств). Христианство, напротив, решительно отвергло инфантицид как преступное убиение невинной детской души.
Идеологи раннего христианства иначе трактовали человека и его воспитание. В Новом завете в противовес идеям ряда древних философов, например пифагорейцев, подвергнута сомнению идея «тело — враг души». Апостол Павел высказал совершенно иную мысль:... тела ваши суть храм живущего в вас Святого духа. Если одной из центральных идей античности являлся постулат «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианское учение исходило из иного императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». Таким образом, если античная мысль ставила в центр земное существование, то христианство — вечные человеческие ценности. В противовес эллинскому идеалу соревнования и самоутверждения, культу образованности, прекрасного ума и тела отцы христианской церкви проповедовали спасение души путем взаимопомощи и духовной независимости, смирения, аскетизма («умерщвление плоти»).
Один из первых отцов христианской церкви Иоанн Златоуст (ок. 350-407) упрекал античную педагогику, что она печется научить хорошо говорить и тем самым зарабатывать деньги, но не наставить душу и формировать ум. Вместе с тем в проповедях Иоанна Златоуста предложены методы воспитания с учетом античной традиции, в частности наставление и беседа. Считая, что при воспитании надо обращаться к божественному началу в душе человека (воля, свобода, нравственная самодеятельность), он настаивал на антиавторитарном воспитании: увещевание, совет, предостережение. Учитель не вправе влиять на воспитанника через принуждение. Главным источником обучения называлась Библия.
Неоднозначное отношение к античной педагогической традиции высказывали другие отцы христианской церкви, которые изучали и по-своему развивали философско-педагогические идеи мыслителей античности. Так, педагогические суждения Василия Кесарийского (330-379) созвучны взглядам Плутарха. Василий Кесарийский — автор трактата «О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг». В трактате предлагалось воспитывать позитивное отношение к наследию греко-римской образованности. Светскую образованность Василий Кесарийский оценивал как необходимую на бренной земле, но совершенно ненужную для пребывания в ином мире. Соответственно вершиной воспитания признавались уход от мирской жизни, молитва и пост. Дух человека необходимо воспитывать и направлять, ибо, как думал Василий Кесарийский, проявления духа могут быть благом или злом. Основой воспитания он считал самопознание.
Аврелий Августин (354- 430) также признавал определенные достоинства античного образования и педагогической мысли. Он почитал Платона, называя его предшественником христианства. Как и некоторые античные мыслители, Августин проявлял интерес к психологии ребенка, говорил, что физические наказания наносят детям ощутимые психические травмы. Он высоко ставил дидактические возможности программы семи свободных искусств и предложил обучать христианских клириков по античной программе образования. Вместе с тем утверждалось, что античная педагогическая традиция погрязла в вымыслах, в изучении слов, но не вещей. Августин полагал, что главное место в образовании должно занять изучение Библии и христианской догматики, а светские знания при обучении следует расценивать как второстепенные и вспомогательные.
- А.Н. Джуринский
- Джуринский Александр Наумович история образования и педагогической мысли
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г.Вологда, ул.Челюскинцев Предисловие
- РазделI. Воспитание и обучение в древнем мире
- 2. Семейно-сословное воспитание
- 3. Понимание смысла и способов воспитания
- Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. «Дома табличек»
- 3. Школы писцов в Египте
- 4. Воспитание и обучение в Палестине
- 5. Воспитание и обучение в Индии
- Брахманизм и воспитание
- Буддизм и воспитание
- 6. Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае
- Конфуций
- Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Греции
- Обучение в Спарте и Афинах
- Философы Древней Греции о воспитании
- 3. Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
- 4. Воспитание и педагогические идеи в Риме
- Философско-педагогическая мысль
- 5. Идеалы воспитания и обучение ранних христиан
- Обучение первых христиан
- 6. Распространение греко-римской образованности на периферии античного мира
- Глава 4. Представления восточных славян о воспитании
- 1. Общий взгляд
- 2. Народная педагогика восточных славян
- Вопросы и задания
- РазделIi. Воспитание и школа средневековья
- 2. Педагогическая мысль
- 3. Система воспитания и образования
- 4. Место Византии в истории мировой педагогики
- Глава 2. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока
- 3. Система обучения и воспитания в исламском мире
- 4. Воспитание и обучение в Индии
- 5. Школа и взгляды на воспитание в Китае
- Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья
- 1. Общий взгляд
- 2. Философско-педагогическая мысль
- 3. Традиции дохристианского воспитания
- 4. Сословно-семейное воспитание и обучение
- 5. Типы и виды учебных заведений
- Античные школы
- Академия Карла Великого
- Церковные школы
- Городские школы
- Первые университеты
- Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и Реформации
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи Возрождения
- Педагогические идеи итальянского Возрождения
- Педагогические идеи Возрождения во Франции
- Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы
- 3. Педагогические идеи Реформации
- 4. Иезуиты и воспитание
- 5. Школа вXv— началеXviIв.
- Школы элементарного образования
- Городские (латинские) школы
- Гимназии
- Грамматические школы
- Коллежи
- Школы братьев общей жизни
- Дворцовые школы
- Школы иезуитов
- Университеты
- Глава 5. Воспитание и учение в славянском мире
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Киевской Руси
- Византийское влияние
- Идеалы воспитания
- Практика воспитания и учения
- 3. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)
- Идеалы воспитания и образования
- Организация обучения
- 4. Просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
- Учебные заведения
- Вопросы и задания
- РазделIii. Школа и педагогические учения нового времени
- 2. Педагогическая мысль начала Нового времени
- 3. Педагогические идеи Просвещения
- Американские просветители
- Английское Просвещение
- Немецкое Просвещение
- Французское Просвещение
- 4. Педагогические идеи и проекты Французской революции
- 5. Тенденции развития образования
- Развитие элементарных школ
- Состояние полного общего образования
- Эволюция высшего образования
- Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в РоссииXviiIв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в первой половинеXviiIв.
- Школьные проекты
- Реформы воспитания и обучения
- 3. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половинеXviiIв.
- Педагогические проекты Екатерининской эпохи
- Школьные реформы второй половины XVIII в.
- Глава 3. Педагогика и школа ЗападаXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи в философии Педагогические идеи немецкой классической философии
- Педагогические идеи социалистов
- Педагогические идеи позитивизма
- Философия иррационализма о воспитании
- 3. Классики педагогикиXiXстолетия
- 4. Тенденции развития и проблемы общего образования
- Роль государства в развитии школьной системы
- Социальное предназначение и дуализм общего образования
- Вопрос о праве на образование
- Школа, церковь и религия
- Частные учебные заведения
- Управление образованием
- Состояние начального образования
- Среднее образование
- Университеты и другие высшие школы
- Глава 4. Школа и педагогика РоссииXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Развитие образования в первой четвертиXiXв.
- 3. Школьная политика во второй четвертиXiXв.
- 4. Школьные реформы 1860-х гг.
- 5. Школьная реакция
- 6. Педагогическая мысль
- Западники и вопросы воспитания
- Славянофилы и воспитание
- Педагогика второй половины XIX в.
- Вопросы и задания
- РазделIv. История новейшей школы и педагогики
- 2. Основные педагогические течения
- Педагогический традиционализм
- Реформаторская педагогика (новое воспитание)
- 3. Итоги школьных реформ к серединеXXв.
- Школа в сша
- Английская школа
- Школа в Германии
- Школа во Франции
- Японская школа
- 4. Модернизация учебно-воспитательного процесса
- Новые школы
- Экспериментальные средние школы в 1920-1930 гг.
- Экспериментальные начальные школы
- Глава 2. Современная школа и педагогика за рубежом
- 1. Общий взгляд
- 2. Основные направления педагогической мысли
- Социальная педагогика
- Феноменологическая педагогика
- 3. Организация и содержание образования и воспитания Школьные системы
- Школьные программы
- Дифференциация образования и обучения
- Воспитание и политика
- Нравственное воспитание
- Самоуправление учащихся
- Воспитывающее обучение
- Интернациональное и поликультурное воспитание
- 4. Актуальные проблемы воспитания и образования Приоритеты и проблемы воспитания
- Демократизация образования
- Качество образования
- 5. Обновление обучения и воспитания
- Экспериментальные школы
- Педагогическая роль новейших технических средств
- Параллельная школа
- Пожизненное воспитание
- Глава 3. Школа и педагогика России в концеXix— началеXXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Вопрос о школьных реформах
- Всеобщее образование
- 3. Эволюция образования
- Состояние начальной школы
- Изменения в среднем образовании
- Профессионально-техническое образование
- Высшее образование
- Кризис школы
- 4. Педагогические направления и идеи
- Педагогика традиционализма
- Философская педагогика
- Нетрадиционная педагогика
- Глава 4. Отечественная школа и педагогика советского периода
- 1. Общий взгляд
- 2. Принципы школьной политики
- Разрушение старой и создание новой системы образования
- Учебно-методическая работа в 1920-х гг.
- Изменения школьной политики в 1930-х гг.
- Школа во время Великой Отечественной войны
- Приоритеты школьной политики в 1945-1980-е гг.
- Кризис советской школы
- Экспериментальная работа на рубеже 1980-1990-х гг.
- 3. Развитие педагогической науки
- Педагогические дискуссии 1920-х гг.
- Педагогическая мысль российского зарубежья
- Религиозная педагогическая мысль в советской России
- Судьба педологии
- Классики советской педагогики
- Советская педагогика в 1960-1980-х гг.
- Глава 5. Образование и педагогика в России на рубежеXx-xxIвв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Теоретические проблемы образования и воспитания
- Концепции воспитания
- Проблемы дидактики
- Экспериментальные школы как площадка научных исследований
- 3. Система образования Общеобразовательная школа
- Общее профессиональное образование
- Высшее образование
- Учителя, педагогическое образование
- Управление образованием
- 4. Состояние образования и воспитания Показатели кризиса
- Реформы школьных программ
- Дифференциация обучения
- Экспериментальные школы
- Воспитание школьников
- Итоги и перспективы педагогических реформ
- Вопросы и задания
- Литература
- Содержание