logo

1. Общий взгляд

После распада СССР в 1992 г. в России открылись возможности не стесненных идеологическими предписаниями педагогических поисков. В отечественной педагогике на исходе XX в. существенно изменилась трактовка демократизма образования. Если прежде школьная политика базировалась на идеях единообразия общего образования, то в настоящее время все более заметно сказывается иное понимание демократизма школьной системы, которая должна выполнять две функции: собственно обучения и социальной диверсификации. В первом случае речь идет о приобретении знаний, умений, формировании характера; во втором — о распределении по разным профессиональным и общественным стратам. На школу возлагаются обе функции и тем самым решение задач демократизации образования.

Новый взгляд на проблему демократизации предусматривает преемственность ступеней, плюрализм, вариативность, диверсификацию образования. Открывается перспектива формирования многозначной по целям, содержанию, типам учебных заведений структуры общеобразовательной школы. При расшифровке понятия «демократическое образование» предлагается ориентироваться на некоторые условия: равенство членов общества перед образованием независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности; децентрализация управления школьным делом; открытость и преемственность в системе обучения; право выбора учебного заведения; организация учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать.

В соответствии с этими условиями провозглашены ликвидация монополии государства на образование; большее участие местных властей в управлении образованием; самостоятельность учебных заведений при определении направлений учебной деятельности; переход в педагогических отношениях к системе сотрудничества.

Декларации о демократизации образования и воспитания далеки до полного осуществления. По-прежнему, например, сильны традиции централизованного управления школой. В условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг. ухудшились возможности получения образования. Так, непосещаемость учащимися обязательной школы в 1995/1996 учебном году составила 7%. Не теряют остроты проблемы, которые следует решать с учетом того, что Российская Федерация — многонациональное государство, где важен учет образовательных национальных интересов.