logo

Конфуций

Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций (551-479 гг. до н.э.) и его последователи. Конфуций почитался как божественный покровитель науки и образования. Им обобщен педагогический опыт древнего Китая и высказаны оригинальные воспитательные идеи. Воспитание, нравственное самосовершенство рассматривались как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия. Спокойствие общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному предназначению: «Государь должен быть государем, сановник сановником, отец — отцом, сын — сыном».

Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека — тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь (воспитание возмещает дефекты от рождения), Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки», — писал он. Развивая этот тезис, Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей высшей врожденной мудрости (сыны неба, правители), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам (благородные мужи, опора государства), людей, неспособных к трудному постижению знаний (чернь).

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути философу принадлежит идея всестороннего развития личности, где преимущество отдавалось нравственному началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение «сынов неба» и «благородных мужей» шести искусствам (мораль и этика, церемонии и обряды; чтение и письмо; счет; музыка; стрельба из лука; управление лошадью и колесницей).

Важнейшей педагогической целью Конфуций определял воспитание терпимости. Подобная терпимость, по его суждению, — условие гражданского согласия. Чтобы сформировать толерантность, каждый должен иметь свои жизненные цели и добиваться их при серьезной и упорной учебе.

Классический труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, — это трактат «Беседы и суждения» («Лунь юй»). В нем предложены методики обучения: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Приведем некоторые изречения из этой книги: Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно. Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?; Учиться без пресыщения: Учиться и время от времени повторять изученное.

Последователями Конфуция (IV-I вв. до н.э.)был составлен трактат «Книга обрядов» (Ли цзи). В ней образование признается необходимым и первостепенным для человека: Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении. В трактате изложены важные педагогические принципы, методы и приемы: Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть; Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца; Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься; Питай почтение к последовательности; Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны; Учитель и ученик растут вместе и т.д. Трактат содержит программу 9-летнего организованного обучения и воспитания. Авторы стремились сформулировать программу воспитания человеческих чувств в некоем чистом виде. Соответственно трактовались отношения воспитателя и воспитанника: первый должен быть ласков, человеколюбив, снисходителен, милостив, второй — покорен, почтителен, предан.

По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание его последователи Мэн-цзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н.э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н.э.). Сюнь-цзы придерживался мнения о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала. Мэн-цзы утверждал, что в каждом можно встретить задатки, по крайней мере, четырех добродетелей: сострадания, милосердия, почтительности, способности руководствоваться справедливостью. Он уверял, что если людям дать возможность свободно развивать эти качества, в мире воцарятся добро и истина.

На исходе древней эпохи (II в. до н.э. — II в. н.э.) конфуцианство оказалось официальной идеологией образования и воспитания.