logo

1. Общий взгляд

Эпоха позднего европейского средневековья (XIV — начало XVII в.) ознаменовалась событиями, которые в корне меняли приоритеты и подходы к воспитанию и образованию. Подобная «педагогическая революция» была связана культурными и идейными движениями, получившими название Возрождения и Реформации. Представители этих движений осуждали суровость традиционного воспитания, были не удовлетворены состоянием связей воспитания с внешним миром, преподаванием научного знания. Они с сарказмом говорили о схоластических штудиях и учебниках. Педагогическая мысль отразила конфликт между средневековой католической педагогикой, с одной стороны, и Возрождением и Реформацией, с другой, что не исключило конвергенции философско-педагогических взглядов участников конфликта. Так, один из идеологов Реформации Мартин Лютер (1483-1546) советовал хранить средневековую традицию обучения латыни — общего языка республики письма. В свою очередь, один из вдохновителей контрреформации, основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола (1491 ? — 1556), считал своим учителем в вопросах воспитания выдающегося деятеля Возрождения Хуана Луиса Вивеса.

В основе компромисса лежал поиск «третьего пути» между формулами римско-католической педагогики и подходами к воспитанию и обучению, которые выдвинуло светское государство. Итогом поиска оказались радикальные изменения в программе воспитания и обучения. Первыми из них стали пересмотр места грамматики в программе образования и превращение ее из главной во вспомогательную учебную дисциплину. За ним последовали иные действия, которые заметно повернули в сторону светскости предпочтения в педагогической мысли.

Развитие западноевропейской школы в XV — первой трети XVII в. тесно связано с происходившими социальными, экономическими, политическими и педагогическими процессами в обществе. Феодальные отношения прошли за этот период путь от безраздельного господства и расцвета до застоя и упадка. Рождалось индустриальное общество, которому требовались иные педагогика и учебные заведения.