logo

2. Воспитание и обучение в первой половинеXviiIв.

В конце XVII — начале XVIII в. Россия пересматривает курс развития, равняясь на западный опыт, и в том числе в сфере образования. По сути происходил поворот к школе и педагогике Нового времени. Петр I и его сподвижники предприняли попытку направить страну по европейскому пути посредством реформ, включая реформы воспитания и образования.

В противовес патриархальным традициям предлагается светский идеал воспитанного человека. Характерно в этой связи сочинение Ф. Прокоповича «Юности честное зерцало» — руководство к житейскому обхождению, где юношам и девушкам даются наставления, как держать себя в обществе, как быть учтивыми и вежливыми.

В обществе укрепилось понимание необходимости светского государственного регулярного воспитания и обучения. Были намечены два пути создания секуляризации образования. Первый — переориентация церковных образовательных учреждений. Петр I полагал, что Славяно-греко-латинская академия должна готовить не только служителей алтаря, но и во всякие потребы, т.е. чиновников, докторов, офицеров и пр. Другой путь — учреждение государственных светских школ.