1. Общий взгляд
1700-е годы — переломные в истории отечественной педагогической мысли. Россия пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными социально-экономическими изменениями: политическое лидерство дворянства, укрепление позиций купечества и промышленников, формирование режима абсолютизма, трансформация чиновничьего аппарата, создание новой армии и пр. Не менее важные сдвиги произошли в культуре, мощный импульс которым был дан в царствование Петра I (1689-1725): появились первая газета и музей, был построен тщательно спланированный Петербург, проводились ассамблеи, работали художники-портретисты. Объективно требовалась большое число грамотных чиновников, офицеров, специалистов технической области, ученых, педагогов. Нужно было удовлетворить практические нужды в грамотных специалистах.
Преобразовательное движение XVIII в. вызвало заметные изменения в традициях воспитания и обучения. Существенно были поколеблены устои некнижного домашнего воспитания, влияние религиозной церковной педагогической мысли. Было покончено с монополией церковной педагогической мысли. Ранее сравнительно единая (за счет такой монополии) русская педагогика стала развиваться в русле двух потоков: светского и религиозного. Православная педагогическая мысль продолжала, тем не менее, оставаться составляющей духовной жизни русского народа и находила питательную среду прежде всего в патриархальном укладе жизни и воспитания крестьянства.
Произошел стремительный поворот от устоявшихся педагогических воззрений к европейским идеям Возрождения и Просвещения. Этот процесс оказался противоречивым. Новое в воспитании и обучении приживалось весьма болезненно. Шла ломка прежних, в том числе и позитивных, педагогических традиций. Грамотность и образованность насаждались не только путем расширения сети учебных заведений, но просто варварскими способами. Реформы по своим социальным и педагогическим последствиям были неоднозначными. Русское образованное общество, расставшись с идеалами «Домостроя», в значительной мере утратило и корневые нравственные педагогические ориентиры. Вглядываясь в отечественную историю XVIII в., российский писатель и ученый Н.М. Карамзин так оценивал подобную ситуацию: «У нас были академии, высшие училища, народные училища, умные министры, приятные светские люди, герои, прекрасное войско, знаменитый флот... — не было хорошего воспитания, твердых правил и нравственности в гражданской жизни».
Как бы то ни было, в обществе существенно переменился умственный настрой. Наметился переход от сословного общества к гражданскому, в общеевропейскую жизнь. Россия, сохраняя самобытность, в то же время вступила на дорогу Просвещения, что выразилось в усилении внимания к отдельной личности. Возрастание интереса к человеческой личности, строго говоря, не было привилегией педагогики XVIII в. В центре средневековой педагогики России также стоял человек, но это была в первую очередь социально значимая личность (князь, полководец, иерарх церкви) с набором обязательных качеств: ум, благочестие, доброта или, напротив, неправедность, глупость и пр. Новая русская педагогика искала пути воспитания отдельных людей — типичных представителей своих социальных групп — светских, открытых, способных найти место в сложных жизненных обстоятельствах.
Образование стало рассматриваться одним из основных путей карьеры. Так, в одном из указов Петра I подчеркивалось, что дворяне, обделенные отцовской недвижимостью, будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим.
XVIII столетие — эпоха возникновения национальной школьной системы. К концу XVII в. Россия (в отличие от Запада, где уже сформировались сравнительно развитые школьные структуры) не располагала системой регулярных учебных заведений. На протяжении 1700-х гг. она была создана, что означало завершение эпохи господства старорусского иррегулярного воспитания и обучения, главенства семейно-домашнего обучения. Появилась особая социальная группа, профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью.
История школы и педагогической мысли России XVIII в. состоит из двух периодов: первой и второй половины столетия, когда произошли существенные изменения в школьном деле, трактовке вопросов воспитания и образования.
- А.Н. Джуринский
- Джуринский Александр Наумович история образования и педагогической мысли
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г.Вологда, ул.Челюскинцев Предисловие
- РазделI. Воспитание и обучение в древнем мире
- 2. Семейно-сословное воспитание
- 3. Понимание смысла и способов воспитания
- Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. «Дома табличек»
- 3. Школы писцов в Египте
- 4. Воспитание и обучение в Палестине
- 5. Воспитание и обучение в Индии
- Брахманизм и воспитание
- Буддизм и воспитание
- 6. Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае
- Конфуций
- Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Греции
- Обучение в Спарте и Афинах
- Философы Древней Греции о воспитании
- 3. Воспитание и образование в эпоху Эллинизма
- 4. Воспитание и педагогические идеи в Риме
- Философско-педагогическая мысль
- 5. Идеалы воспитания и обучение ранних христиан
- Обучение первых христиан
- 6. Распространение греко-римской образованности на периферии античного мира
- Глава 4. Представления восточных славян о воспитании
- 1. Общий взгляд
- 2. Народная педагогика восточных славян
- Вопросы и задания
- РазделIi. Воспитание и школа средневековья
- 2. Педагогическая мысль
- 3. Система воспитания и образования
- 4. Место Византии в истории мировой педагогики
- Глава 2. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока
- 3. Система обучения и воспитания в исламском мире
- 4. Воспитание и обучение в Индии
- 5. Школа и взгляды на воспитание в Китае
- Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья
- 1. Общий взгляд
- 2. Философско-педагогическая мысль
- 3. Традиции дохристианского воспитания
- 4. Сословно-семейное воспитание и обучение
- 5. Типы и виды учебных заведений
- Античные школы
- Академия Карла Великого
- Церковные школы
- Городские школы
- Первые университеты
- Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и Реформации
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи Возрождения
- Педагогические идеи итальянского Возрождения
- Педагогические идеи Возрождения во Франции
- Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы
- 3. Педагогические идеи Реформации
- 4. Иезуиты и воспитание
- 5. Школа вXv— началеXviIв.
- Школы элементарного образования
- Городские (латинские) школы
- Гимназии
- Грамматические школы
- Коллежи
- Школы братьев общей жизни
- Дворцовые школы
- Школы иезуитов
- Университеты
- Глава 5. Воспитание и учение в славянском мире
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в Киевской Руси
- Византийское влияние
- Идеалы воспитания
- Практика воспитания и учения
- 3. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)
- Идеалы воспитания и образования
- Организация обучения
- 4. Просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-xviIвв.)
- Учебные заведения
- Вопросы и задания
- РазделIii. Школа и педагогические учения нового времени
- 2. Педагогическая мысль начала Нового времени
- 3. Педагогические идеи Просвещения
- Американские просветители
- Английское Просвещение
- Немецкое Просвещение
- Французское Просвещение
- 4. Педагогические идеи и проекты Французской революции
- 5. Тенденции развития образования
- Развитие элементарных школ
- Состояние полного общего образования
- Эволюция высшего образования
- Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в РоссииXviiIв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Воспитание и обучение в первой половинеXviiIв.
- Школьные проекты
- Реформы воспитания и обучения
- 3. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половинеXviiIв.
- Педагогические проекты Екатерининской эпохи
- Школьные реформы второй половины XVIII в.
- Глава 3. Педагогика и школа ЗападаXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Педагогические идеи в философии Педагогические идеи немецкой классической философии
- Педагогические идеи социалистов
- Педагогические идеи позитивизма
- Философия иррационализма о воспитании
- 3. Классики педагогикиXiXстолетия
- 4. Тенденции развития и проблемы общего образования
- Роль государства в развитии школьной системы
- Социальное предназначение и дуализм общего образования
- Вопрос о праве на образование
- Школа, церковь и религия
- Частные учебные заведения
- Управление образованием
- Состояние начального образования
- Среднее образование
- Университеты и другие высшие школы
- Глава 4. Школа и педагогика РоссииXiXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Развитие образования в первой четвертиXiXв.
- 3. Школьная политика во второй четвертиXiXв.
- 4. Школьные реформы 1860-х гг.
- 5. Школьная реакция
- 6. Педагогическая мысль
- Западники и вопросы воспитания
- Славянофилы и воспитание
- Педагогика второй половины XIX в.
- Вопросы и задания
- РазделIv. История новейшей школы и педагогики
- 2. Основные педагогические течения
- Педагогический традиционализм
- Реформаторская педагогика (новое воспитание)
- 3. Итоги школьных реформ к серединеXXв.
- Школа в сша
- Английская школа
- Школа в Германии
- Школа во Франции
- Японская школа
- 4. Модернизация учебно-воспитательного процесса
- Новые школы
- Экспериментальные средние школы в 1920-1930 гг.
- Экспериментальные начальные школы
- Глава 2. Современная школа и педагогика за рубежом
- 1. Общий взгляд
- 2. Основные направления педагогической мысли
- Социальная педагогика
- Феноменологическая педагогика
- 3. Организация и содержание образования и воспитания Школьные системы
- Школьные программы
- Дифференциация образования и обучения
- Воспитание и политика
- Нравственное воспитание
- Самоуправление учащихся
- Воспитывающее обучение
- Интернациональное и поликультурное воспитание
- 4. Актуальные проблемы воспитания и образования Приоритеты и проблемы воспитания
- Демократизация образования
- Качество образования
- 5. Обновление обучения и воспитания
- Экспериментальные школы
- Педагогическая роль новейших технических средств
- Параллельная школа
- Пожизненное воспитание
- Глава 3. Школа и педагогика России в концеXix— началеXXв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Вопрос о школьных реформах
- Всеобщее образование
- 3. Эволюция образования
- Состояние начальной школы
- Изменения в среднем образовании
- Профессионально-техническое образование
- Высшее образование
- Кризис школы
- 4. Педагогические направления и идеи
- Педагогика традиционализма
- Философская педагогика
- Нетрадиционная педагогика
- Глава 4. Отечественная школа и педагогика советского периода
- 1. Общий взгляд
- 2. Принципы школьной политики
- Разрушение старой и создание новой системы образования
- Учебно-методическая работа в 1920-х гг.
- Изменения школьной политики в 1930-х гг.
- Школа во время Великой Отечественной войны
- Приоритеты школьной политики в 1945-1980-е гг.
- Кризис советской школы
- Экспериментальная работа на рубеже 1980-1990-х гг.
- 3. Развитие педагогической науки
- Педагогические дискуссии 1920-х гг.
- Педагогическая мысль российского зарубежья
- Религиозная педагогическая мысль в советской России
- Судьба педологии
- Классики советской педагогики
- Советская педагогика в 1960-1980-х гг.
- Глава 5. Образование и педагогика в России на рубежеXx-xxIвв.
- 1. Общий взгляд
- 2. Теоретические проблемы образования и воспитания
- Концепции воспитания
- Проблемы дидактики
- Экспериментальные школы как площадка научных исследований
- 3. Система образования Общеобразовательная школа
- Общее профессиональное образование
- Высшее образование
- Учителя, педагогическое образование
- Управление образованием
- 4. Состояние образования и воспитания Показатели кризиса
- Реформы школьных программ
- Дифференциация обучения
- Экспериментальные школы
- Воспитание школьников
- Итоги и перспективы педагогических реформ
- Вопросы и задания
- Литература
- Содержание