logo

1. Общий взгляд

1700-е годы — переломные в истории отечественной педагогической мысли. Россия пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными социально-экономическими изменениями: политическое лидерство дворянства, укрепление позиций купечества и промышленников, формирование режима абсолютизма, трансформация чиновничьего аппарата, создание новой армии и пр. Не менее важные сдвиги произошли в культуре, мощный импульс которым был дан в царствование Петра I (1689-1725): появились первая газета и музей, был построен тщательно спланированный Петербург, проводились ассамблеи, работали художники-портретисты. Объективно требовалась большое число грамотных чиновников, офицеров, специалистов технической области, ученых, педагогов. Нужно было удовлетворить практические нужды в грамотных специалистах.

Преобразовательное движение XVIII в. вызвало заметные изменения в традициях воспитания и обучения. Существенно были поколеблены устои некнижного домашнего воспитания, влияние религиозной церковной педагогической мысли. Было покончено с монополией церковной педагогической мысли. Ранее сравнительно единая (за счет такой монополии) русская педагогика стала развиваться в русле двух потоков: светского и религиозного. Православная педагогическая мысль продолжала, тем не менее, оставаться составляющей духовной жизни русского народа и находила питательную среду прежде всего в патриархальном укладе жизни и воспитания крестьянства.

Произошел стремительный поворот от устоявшихся педагогических воззрений к европейским идеям Возрождения и Просвещения. Этот процесс оказался противоречивым. Новое в воспитании и обучении приживалось весьма болезненно. Шла ломка прежних, в том числе и позитивных, педагогических традиций. Грамотность и образованность насаждались не только путем расширения сети учебных заведений, но просто варварскими способами. Реформы по своим социальным и педагогическим последствиям были неоднозначными. Русское образованное общество, расставшись с идеалами «Домостроя», в значительной мере утратило и корневые нравственные педагогические ориентиры. Вглядываясь в отечественную историю XVIII в., российский писатель и ученый Н.М. Карамзин так оценивал подобную ситуацию: «У нас были академии, высшие училища, народные училища, умные министры, приятные светские люди, герои, прекрасное войско, знаменитый флот... — не было хорошего воспитания, твердых правил и нравственности в гражданской жизни».

Как бы то ни было, в обществе существенно переменился умственный настрой. Наметился переход от сословного общества к гражданскому, в общеевропейскую жизнь. Россия, сохраняя самобытность, в то же время вступила на дорогу Просвещения, что выразилось в усилении внимания к отдельной личности. Возрастание интереса к человеческой личности, строго говоря, не было привилегией педагогики XVIII в. В центре средневековой педагогики России также стоял человек, но это была в первую очередь социально значимая личность (князь, полководец, иерарх церкви) с набором обязательных качеств: ум, благочестие, доброта или, напротив, неправедность, глупость и пр. Новая русская педагогика искала пути воспитания отдельных людей — типичных представителей своих социальных групп — светских, открытых, способных найти место в сложных жизненных обстоятельствах.

Образование стало рассматриваться одним из основных путей карьеры. Так, в одном из указов Петра I подчеркивалось, что дворяне, обделенные отцовской недвижимостью, будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим.

XVIII столетие — эпоха возникновения национальной школьной системы. К концу XVII в. Россия (в отличие от Запада, где уже сформировались сравнительно развитые школьные структуры) не располагала системой регулярных учебных заведений. На протяжении 1700-х гг. она была создана, что означало завершение эпохи господства старорусского иррегулярного воспитания и обучения, главенства семейно-домашнего обучения. Появилась особая социальная группа, профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью.

История школы и педагогической мысли России XVIII в. состоит из двух периодов: первой и второй половины столетия, когда произошли существенные изменения в школьном деле, трактовке вопросов воспитания и образования.