logo

2. Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока

Развитие педагогической мысли в обширном регионе, включавшем Иран, Среднюю Азию, Сирию, Египет и Северную Африку, которые в VII-VIII вв. завоевали арабы, отмечено печатью ислама. Заключенные в Коране духовные ценности определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования. Эти принципы сводились к формуле: вера в Бога и почитание родителей. Религиозное и нравственное в воспитании мыслилось нераздельным. Считалось, что добрым мусульманином можно стать, приобщившись к Корану и усвоив светские нормы общежития, причем религиозно-нравственные нормы ставилась выше интеллектуальных. Коран учил почитать ученость, взывал к образованности: Чернила ученого святее крови мученика; Самым дорогим подарком родителям является хорошее образование детей. Важная особенность мусульманства — допущение многоженства. Воспитание в полигамной семье имело свои особенности, прежде всего из-за взаимоотношений жен и их детей. Конфликты в семье следовало улаживать мужу, причем делать он мог это очень жестко.

Установки ислама носили в известной степени наднациональный характер, что сказывалось и на философии воспитания. Согласно Корану всякий человек по своей природе мусульманин, даже если его родители христиане или иудеи. Рожденный в мусульманской семье может поначалу и не быть правоверным мусульманином: чтобы стать им, следует лишь поверить в пророка Мохаммеда.

Ислам — последняя по возникновению из мировых религий — близок к некоторым христианским традициям. Многие каноны Корана имеют сходство с библейскими нравственными заповедями. Ислам вырос на взаимосвязи культур стран Ближнего Востока, Византии, Индии, Китая. Арабское завоевание не означало полного разрыва с культурными и педагогическими традициями эллинизма и Византии. Исламский мир воспринял и освоил античную эллинскую философию, заимствовав из нее рационалистический взгляд на человека.

Культура, образование, педагогическая мысль исламского мира прошли несколько этапов. В раннюю эпоху (VII-IX вв.) проблемы воспитания специально не рассматривались. Своеобразный Ренессанс наступил в IX-XII вв. Города мусульманского мира Багдад, Дамаск, Кордова, Бухара и др. превратились в важные центры мировой культуры и образованности. Вырос престиж знаний. Появляются первые трактаты по воспитанию. Арабо-мусульманские ученые подвергли глубокому изучению философско-педагогическое наследие античности. Выдвигались идеи гуманного гармоничного развития личности. Мыслители Востока пытались проникнуть в суть природы человека. Они стремились учесть социальные и биологические детерминанты воспитания. Особое значение придавалось общественной сущности человека. Главная цель воспитания виделась прежде всего в обретении высоких духовных и нравственных качеств.

Мыслители Ближнего и Среднего Востока посвятили свои труды проблемам гармонического развития личности, нравственного совершенствования. Они сами были эталоном подобной гармонии и совершенства, осуждали как образованных негодяев, так и благочестивых невежд. Нередко в трудах ученых-энциклопедистов исламского мира научное знание ставилось выше религии, утверждалось, что при воспитании надо формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект. Знание, полагали они, служит тем снадобьем, которым пользуется человек на всем жизненном пути. Чтобы заполучить такое снадобье, необходимо четко уяснить цель и способ достижения знания.

Высоко чтил арабский мир ученого и философа аль Фараби (870-950). Аль Фараби глубоко и оригинально видел сущностные педагогические проблемы. В его трактатах «Жемчужина мудрости», «Об основах знания», «О достоинствах науки и искусства», «Указание пути к счастью» доказывалось, что добродетель — прежде всего плод образованности. Сторонник светской образованности, Фараби утверждал, что лишь безумцы полагают, будто высшее благо находится вне существующего мира. Цель воспитания, по Фараби, — подвести человека к этому благу через поощрение стремления совершать добрые дела, осознать, что именно является добрым или злым, чему помогают знания. Чтобы стать нравственным и противостоять порокам, человеку следовало познать самого себя. Фараби предложил систему приемов воспитания добродетелей. Приемы делились на жесткие и мягкие. Если воспитанник проявляет желание учиться, трудиться и совершать добрые поступки, уместны мягкие методы. Ели же подопечный педагога злобен, нерадив, своенравен, вполне оправданы жесткие наказания. Сущность воспитания Фараби видел в дружеском общении наставника и воспитанников. Размышляя о том, каким должен быть идеальный наставник, Фараби подчеркивал, что речь идет об ученом и учителе, владеющем выразительной речью, умеющем и любящем передавать знания, настойчивым при достижении задач воспитания и обучения.

В трактатах другого выдающегося мыслителя Востока, аль Бируни (970-1048), во множестве разбросаны важные и плодотворные педагогические идеи наглядности и системности, развития познавательных интересов и др. Бируни утверждал, что главная цель воспитания — нравственное очищение от бесчеловечных обычаев, фанатизма, безрассудства, жажды властвовать. В монументальном труде «Канон Масуда» Бируни советовал сообщать ученикам лишь научно достоверные сведения, не полагаясь на одну лишь религиозную веру.

Названный современниками владыкой наук, советник правителей стран Ближнего и Среднего Востока ибн Сина (Авиценна в латинской транскрипции) (980-1037) немало лет посвятил преподавательской деятельности и оставил множество работ, среди которых выделяется «Книга исцеления», куда вошли имеющие прямое отношение к педагогической теории трактаты «Книга о душе», «Книга знаний», «Книга указаний и наставлений». Ибн Сина мечтал о всеобъемлющих воспитании и развитии путем изучения музыки, поэзии, философии. Такой путь виделся в организации совместной учебы, внесении духа соперничества. Предлагалось совместное обучение на разных уровнях, в соответствии со способностями учеников. Фундаментом любого образования Авиценна называл овладение чтением и письмом. Общее развитие должно было предшествовать предпрофессиональному и профессиональному обучению. Как только подросток овладевал грамотой, его следовало готовить к будущей работе (например, учить составлять отчетность и иные документы). Затем надлежало вводить в собственно профессию: подростку рекомендовалось начать трудиться и зарабатывать деньги.

Ибн Сина, размышляя о нравственности, обратил внимание на воспитание чувств товарищества и верности дружбе. Им скептически оценивалась роль в воспитании матери, которая, по его мнению, лаской и добротой лишь портит ребенка. Главным воспитателем назывался отец; допускались и физические меры воздействия на ребенка.

Большое внимание проблемам воспитания уделял выдающийся философ Востока аль Газали (1056/59-1111). Четырехтомый труд ученого «Воскрешение наук о вере» посвящен, в частности, развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за детьми с целью их воспитания. Аль Газали подчеркивал необходимость с раннего возраста учить вести себя за столом, быть неприхотливым в быту, закаляться путем физических упражнений. Он считал, что душа ребенка приобретает нужные очертания, если воспитатели, особенно родители, выполняют определенные педагогические рекомендации. Учитель принимает ребенка от родителей и продолжает семейное воспитание. Нравственное начало, полагал аль Газали, формируется путем самовоспитания и подражания мудрым наставникам. По мере образования и укрепления интеллекта вырастает роль самовоспитания. Оно начинается с самонаблюдения и самопознания. Наблюдая проступки других, можно увидеть собственные недостатки и составить суждение о них. Чтобы преодолевать нравственные пороки, необходимы Божья помощь, долготерпение и постоянные душевные усилия. Если дурная привычка укоренилась слишком сильно, ее можно сначала заменить менее вредной, а затем и вовсе избавиться от нее. Возможно при этом применение телесного наказания, хотя увлекаться им не следует. Наказывать надо наедине, чтобы не унизить ребенка в собственных глазах и глазах окружающих. Предпочтительно, впрочем, действовать убеждением, заботясь, чтобы не докучать воспитаннику увещеванием.

Яркой звездой плеяды мыслителей средневекового Востока являлся арабский ученый Абдуррахман ибн Халдун (1332-1406). Находясь на позиции аристотелизма, ибн Халдун утверждал, что человек реализует себя в отношениях с другими людьми. Упорядочить свои отношения в рамках общества человеку позволяет разум, который формируется в результате наблюдений, обобщений и опыта — того, чему учит время. Ибн Халдун подчеркивал, что овладение наукой требует систематических интеллектуальных усилий. Научное знание — своеобразный навык, приобретаемый посредством длительных упражнений. Предлагалось избегать изучать одновременно несколько предметов и обучать так, чтобы учащиеся переходили от одного из них к другому. Вначале следует дать краткий очерк предмета, затем сосредоточиться на деталях, а в итоге рассмотреть неясное и спорное. Обучение должно усложняться постепенно, иначе ученик испытывает утомление, теряет надежду овладеть знанием. На высшей ступени образования эффективным дидактическим приемом ибн Халдун называл дискуссии, полагая, что они наилучшим образом наделяют навыком выражения мысли. Он горячо поддерживал старинный обычай приобретать знания в путешествиях, общаясь со многими учителями.

Ибн Халдун органично увязывал обучение с общим развитием, нравственным воспитанием. Он высоко оценивал, например, обучение математике, которая развивает интеллект, приучает к аккуратности и дисциплине. Ибн Халдун отвергал традицию приступать к обучению с Корана, считая предпочтительным начинать с изучения арабского языка и литературы. Он писал, что малые дети не в состоянии понять Коран, поэтому, чтобы заставить их учиться, прибегают к насилию, что запугивает, подавляет самостоятельность, порождает лживость.