logo

Социальное предназначение и дуализм общего образования

В ходе развития общего образования определялись подходы к проблеме социальных функций образования: каким должен быть общественный человек, подготовленный школой. Были восприняты и по-новому осмыслены тезисы Просвещения о социально полезной личности.

Предлагались две главные формулы типа воспитанной личности. Практический тип должна была воспитывать массовая школа. На педагогический язык переводилась задача утилитарной подготовки политически лояльного поколения. Один из английских предпринимателей того времени вполне открыто объяснял эту задачу: «Мне не нужны умники, мне нужны люди, знающие свое дело, которые не отказываются от своей кружки пива; думать за них я буду сам».

Иной тип личности — лидера — должна была готовить школа полноценного образования. Утверждалось, что будущим руководителям необходимо не только классическое гуманитарное образование, но и знания естественных, физико-математических, социально-политических наук.

Подобный дуализм общего образования, по суждению немецкого педагога Отто Вильмана (1839-1920), органично вытекал из взаимосвязей школы с социально неоднородным обществом, прежде всего с его профессиональными структурами. В рамках такого дуализма обосновывалась целесообразность мало связанных между собой двух ступеней общеобразовательной школы начальной и средней.

Для преодоления тупиковости начального образования были предприняты некоторые шаги. Возник новый тип учебного заведения — высшая начальная школа. Ее появление было ответом на потребность общества в повышении уровня массового образования и одновременно в преодолении замкнутости начального образования.

В Германии первые высшие начальные школы были открыты в начале XIX в. В Гамбурге были учреждены 7-классные училища для выходцев из всех социальных слоев. В 1870-х гг. наряду с одно-, двух- и трехгодичными народными школами стали создаваться высшие начальные школы — миттельшуле (mittelchulen) — расширенный вариант народной школы с 5 классами. В этих учебных заведениях кроме общеобразовательной программы преподавали право, делопроизводство, бухгалтерию и пр. Согласно рекомендациям комиссии по образованию (1868 г.) наладить органическую связь между ступенями обучения в Англии к созданию высших начальных школ приступили в 1870-х гг. В их программу кроме предметов элементарного обучения входили математика, физика, история, латынь, французский язык. С 1891 г. обучение в учебных заведениях этого типа стало бесплатным. Во Франции создание высших начальных школ предусматривалось законам 1833 г. Вскоре учреждаются несколько так называемых промежуточных учебных заведений — школа в Орлеане, парижские коллеж Шаптеля, школа Тюрго, предназначенные для облегчения перехода из начальной в среднюю школу. К концу XIX в. общественные высшие начальные школы — эколь примэр суперьер (ecole primaire superieure) — появились в городах с населением не менее 5 тыс. жителей. В США первая высшая начальная школа — хай скул (high school) — была учреждена в 1821 г. в Бостоне. Срок обучения в ней составлял 3-4 года. Вначале программа предусматривала углубленное элементарное обучение. Затем ее дополнили предметами, которые входили в курс академий — учебных заведений среднего образования, — древние и новые языки и литература и др. Учебный курс занимал от 3 до 5 лет.

Если в странах Западной Европы попытки ликвидации тупиковости массового начального образования не приносили ощутимого эффекта, то в США «размывание» дуализма общего образования происходило более успешно. С середины XIX в. хай скул, которые взяли на себя функции средней школы и предназначались для широкого круга населения, стали вытеснять сохранявшие элитарный характер академии.