logo

Кризис советской школы

К началу 1980-х гг. созидательный потенциал сложившейся системы образования был в основном исчерпан. Бюрократизация, унификация, идеологическая индоктринация, линия на уравнительное (эгалитаристское) обучение превращали школу в закрытое, оторванное от жизни учреждение. Интересы отдельного ребенка, инициатива учителей все более игнорировались. Статистика массового охвата детей и подростков обязательным образованием, высокие проценты успеваемости скрывали беды, которые становились все болезненнее: недостаток в научно-педагогическом обосновании учебного процесса, отсутствие необходимых финансовых, кадровых и иных ресурсов, фактически низкий уровень подготовки массы учащихся, рост непосещаемости.

В СССР так и не удалось ликвидировать неграмотность. В1959 г. 33% населения имело 1-2-классное образование либо было вовсе неграмотным,в 1970г. — 22%, в 1979г. — 11%. Особенно распространены были малограмотность и неграмотность среди женщин на селе (в 1959 г. -50%).

Неудачной попыткой выхода из кризиса была школьная реформа 1984 г. Предусмотренные реформой планы слияния общего и профессионального образования, профессионализации общеобразовательной школы, усиления единообразия в системе професионально-технического образования посредством учреждения нового звена — среднего профессионально-технического училища (СПТУ) — оказались надуманными и только усугубили кризис образования.

В ходе распада СССР (вторая половина 1980-х — начало 1990-х гг.), школа России приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Увеличивался просвет между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания. Это выразилось в снижении уровня успеваемости, падении интереса к образованию, ухудшении здоровья учащихся, асоциальном поведении детей и подростков. Политика огосударствления воспитания нанесла значительный урон традициям семейной педагогики.

Кризис образования не исключил, однако, попыток поисков практических путей выхода из него. Во второй половине 1980-х гг. школы России постепенно оснащались новейшей техникой. Но темпы оснащения оказались явно недостаточными, будучи намного ниже, чем на Западе и в Японии. Так, к 1991 г. кабинеты информатики и вычислительной техники были созданы только в 14% средних школ СССР.