logo

4. Состояние образования и воспитания Показатели кризиса

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в России ослабла традиционно сильная тяга к образованию. Согласно статистике в 1989 г. лишь 10% выпускников средней школы проявили интерес к учебе. В 1987 г. 50% опрошенных учащихся старших классов поставили образование в середине перечня социальных ценностей — после дружбы, любви, силы, поп-музыки, денег, секса и т.д. Во время опросов общественного мнения в конце 1980-х гг. образование назвали приоритетным 10-12% респондентов. Резкое снижение уровня жизни россиян оказалось проблемой куда более актуальной.

В середине 1990-х гг. произошел новый всплеск интереса к образованию. Растут конкурсы в высшие учебные заведения. Если в 1992 г. на одно место в университеты претендовали в среднем два человека, то в 1997 г. — 5, в юридические вузы — не 8, а 10, в технические — не 1,8, а 2,2. Это свидетельствует о том, что тяга к духовности не утрачена и в обществе возрождается понимание важности образования для жизненного успеха.

Функциональная неграмотность остается хронической болезнью современной России, унаследованной от прошлого. В Советском Союзе в 1988 г. численность функционально неграмотного населения составляла около 13% общего числа граждан. На эффективность обучения отрицательно повлиял количественный рост полного общего образования. Превращение образования в массовое привело к ухудшению знаний учащихся. Так, на международных состязаниях по математике и естествознанию школьники показывают худшую, чем прежде, подготовку. Если в 1980-х гг. на международных олимпиадах по этим предметам им почти всегда доставались первые места, то в 1990-х гг. они опустились на 8-9 позиций.

В молодом поколении многое вызывает тревогу: преступность, насилие, издевательства. В 1990-х гг. в среднем ежегодно около 90 тыс. детей совершали уголовные преступления. В одном только 1997 г. было зарегистрировано свыше 200 тыс. уголовных преступлений, совершенных учащимися. Подобное положение крайне тревожит российское общество.

Беспокоит и состояние физического воспитания. По данным на 1996 г., опасений не вызывает здоровье только 13% поступающих в начальную школу. У детей, закончивших начальную школу, нет проблем со здоровьем только у 7%. В целом за период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 3-4 раза. Здоровье каждого третьего российского школьника неблагополучно. В числе причин — недостатки медицинской службы, физического воспитания и спорта. В школах не хватает спортивных залов, плавательных бассейнов. Из врачебных работников в школе обычно есть лишь медсестра.

Неблагополучие со здоровьем российских школьников усугубляется вследствие учебных перегрузок и иных негативных педагогических факторов. Учителя плохо знают особенности работы с больными детьми. В классах с бескомпромиссным, властным учителем возрастает текущая заболеваемость. Иная картина в классах с мягким, доброжелательным преподавателем.