logo

3. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-xviIвв.)

В средневековой российской истории обучения и воспитания прослеживаются два этапа: XIV-XVI вв. и XVII в. Первый этап непосредственно связан с многовековой борьбой русского народа за свою государственность и национальную независимость. Нападение монголо-татар было началом иноземного ига, длившегося четверть тысячелетия. На протяжении этого времени страна неоднократно подвергалась опустошительным набегам, многие из которых по силе не уступали нашествию Батыя. Иноземный гнет, непрерывные оборонительные войны, которые пришлось вести, отрицательно сказались на судьбах просвещения. Страдали города-очаги образованности. Истощалась казна. Резко упала книжная культура. Надолго прекратилась деятельность училищ — регулярных учебных заведений. Русь оказалась в культурной изоляции, что не могло не осложнять развития культуры и образования. Пагубно сказалась феодальная раздробленность, с которой было покончено лишь к XVI в.

В главные средоточия культуры, книжности и образованности превратились монастыри. Они находились в лучших условиях, так как церковь была освобождена от повинностей и выплаты дани в Орду.

Центр просвещения в монгольский период переместился в Новгородскую и Псковскую земли, которые наименее пострадали от иноземного нашествия. Здесь в XIV-XV вв. были предприняты первые попытки возрождения училищ. Это сделали еретики-стригольники. Попытки были пресечены официальной церковью. С конца XIV в. (точнее, с 1382 г.) в русской письменности появляется понятие школа.

В конце XIV-XV вв. в сфере культуры, образованности и воспитания нарастают стремления использовать традиции Киевской Руси, византийской культуры (именно в этот период появляются переводы лучших образцов византийской литературы). Абстрактные идеалы восточно-христианской духовности русские книжники облекали в конкретно-чувственные образы.

Смута, боярщина и междуцарствие в начале XVII в. оттеснили на время вопросы воспитания и переустройства образования. Народ оставался благочестивым, но невежественным. С завершением кризиса пришло, однако, время, когда надлежало поступиться благочестием ради образованности. В течение XVII в. обучение и воспитание становятся все более заметными сферами жизни общества.