logo

2. Педагогические идеи Возрождения

Прекрасным событием в истории мировой педагогической мысли оказалось культурное движение, прошедшее под знаком гуманистических идей Возрождения. Принадлежавшие к нему лучшие умы Европы провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, который был наполнен конкретно-историческим содержанием. Идейные представители Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности, духовности.

Ростки педагогического гуманизма появлялись в условиях пробуждения национального самосознания во многих государствах. Подъем педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием искусства, литературы, научных знаний. Мир после великих географических открытий XV-XVI вв. стал для европейца более пространным и многоцветным. Распространению новой культуры и образованности способствовало изобретенное в середине XV в. книгопечатание.

Гуманисты заново открыли, как много в культуре и образовании сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и назвали свое время Возрождением, т.е. восстановлением античной традиции. В греко-римской культуре видели отражение лучшего, что есть в человеке и природе. Гуманистов привлекала свобода, выразительность и красота классической литературы. Классическая литература из материала обучения становится олицетворением идеалов воспитания. В классическом наследии стремились черпать то, чтобы было утеряно, — традицию воспитания физически, эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.

Умственное движение гуманизма и Возрождения возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен обращать надежды к Богу, то в центре нового мировоззрения оказался человек (homo), который возлагал надежды на себя. Философы-гуманисты разрушали идейную основу средневекового воспитания схоластику.

Схоластика изживала себя, поддерживая отрыв мысли от реальной действительности, логическую несвободу, авторитаризм, субъективизм и произвольность, играя в дефиниции, поощряя компилятивизм, комментаторство. Она сводила цель гуманитарного образования к приобретению навыков апологетики, что доходило нередко до абсурда. Философы-гуманисты обвинили схоластику в самоуверенном невежестве. Они возвратили в философско-педагогическую мысль скепсис, поиск истины.

Сигнал уничтожающей критике схоластики был подан трудами Николая Кузанского (1401-1464). В противовес схоластике он говорил о сложности и противоречивости процесса обучения. Единственно возможным путем познания мира и Бога признавалось отрицательное мышление. Кузанский говорил о прирожденной способности суждения, которая проявляется в общении с миром природы при интеллектуальном ее созерцании: «В своей простоте ум все созерцает, как бы свою величину в одной точке, и все вне всякой сложенности из частей, и не так, что одно есть это, а другое — иное, а так, что все есть одно и одно есть все». Познание, по Кузанскому, беспередельно, ибо истина неисчерпаема. Знание характеризуется как интеллектуальное прозрение, постижение непостижимого.

Свои идеи педагоги-гуманисты отыскивали не только в классическом наследии. Они взяли много от рыцарского воспитания, когда помышляли о физическом совершенстве человека. Отвечая на вызов времени, педагоги-гуманисты имели в виду формирование общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения (классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание) складывалась из трех основных слагаемых: идей античности, доказавших свою жизненность идей средневековья, идей — предвестников нового общества.

Представители Возрождения обогатили программу классического образования, добавив в нее изучение древнегреческого языка, возродив правильный латинский язык. Смысл таких нововведений состоял в стремлении извлекать из античной литературы воспитательно-дидактический материал: идеи государственного устройства — у Аристотеля, уроки военного искусства — у Цезаря, агрономические познания — у Вергилия и пр. Если средневековая школьная традиция почитала прежде всего философию Аристотеля, то теперь на первое место выходят идеи Платона.