logo

Эволюция высшего образования

Университеты и другие высшие школы Запада вступают в очередной важный этап. Постепенно меняются приоритеты высшей школы: от классического (греко-латинского) образования к образованию, основанному на новом научном знании.

Во Франции перемены проявились в критике консерватизма университетов (Сорбонны, в первую очередь), которые становились все более непроницаемыми для идей Просвещения. Новые веяния нашли поддержку в конгреганистских высших учебных заведениях и в нескольких государственных научных центрах, прежде всего в Королевском коллеже (будущий Коллеж де Франс) (основан в 1530 г.). В Королевском коллеже преподавались не только дисциплины классического образования, но и новая философия, медицина, математика, востоковедение. Деятельность Королевского коллежа, а также академий естественных наук (создана в 1666 г.) и медицины (создана в 1776 г.) покончила с монополией Сорбонны на высшее интеллектуальное образование, содействовала развитию и распространению научных знаний.

Сходное противостояние в высшем образовании происходило в Англии. О кризисе консерватизма свидетельствовало устойчивое снижение числа студентов старых факультетов Оксфорда и Кембриджа, которые оставались оплотом классического образования, основанного на изучении латинской и древнегреческой литературы. Открывались факультеты (колледжи) нового образования в Оксфорде и Кембридже, и одновременно росла популярность возникавших частных колледжей высшего образования, где преподавали современные языки, историю, географию и т.д.

Новые веяния затронули высшее образование в Северной Америке. По образцу Кембриджа был учрежден Гарвардский колледж (1636 г.), который заложил основы высшего образования в Америке. В программе Гарварда преобладали элементы классицизма. Вместе с тем деятельность колледжа в духе новой образованности ориентировалась на научные и практические знания. В Гарварде изучали труды Коперника, навигацию, растениеводство, метеорологию и пр.