logo

Славянофилы и воспитание

Иную позицию, чем западники, в педагогике занимали славянофилы. Они не были педагогами-практиками. Ими двигал интерес к национальным традициям, в особенности к православной и народной педагогике. Славянофилы не были едиными в своих воззрениях. Вместе с тем их объединяли существенные мировоззренческие и педагогические подходы. Они исходили из убеждения в самобытном историческом пути русского народа. При этом славянофилы размышляли над проблемой взаимообогащения западной и национальной педагогических традиций. В основании народного, национального воспитания славянофилы видели религиозность, нравственность и любовь к ближнему. Заметными идеологами славянофильства в вопросах воспитания были философ и публицист Иван Васильевич Киреевский (1806-1865), поэт Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), историк Степан Петрович Шевырев (1806-1864).

И.В. Киреевский видел основные беды просвещения, семейного и школьного воспитания в утрате русскими людьми духовной целостности. Он отрицал как чуждую концепцию рационального образования и предлагал воспитывать целостное, живое знание, под которым разумел прежде всего нравственное развитие души, усвоение христианской правды-истины. Для подобного воспитания предлагался метод вхождения в познание, означавший не только освоение мира разумом, но и через христианскую веру.

А.С. Хомяков считал, что единственно возможным путем становления подлинно национального воспитания и образованности является одновременное освоение европейского знания и возвращение к исконным народным началам. Он отказывался понимать воспитание в усредненном виде общечеловеческих ценностей. В характере отечественного народного воспитания он видел прежде всего открытость высоким духовным идеалам. Хомяков выдвинул учение о соборности становления личности путем православия, общинно-семейного воспитания и школьного обучения.

С.П. Шевырев сформулировал идею развития внутреннего человека, вбирающего общечеловеческое и национальное начала. Как и остальные славянофилы, он на первое место в воспитании ставил «возвышение духовного», которое, по его мнению, находилось в полном небрежении, будучи оттеснено «прикладным» знанием. Начинать нравственное воспитание предлагалось в семье.

Будет неверным сводить общественную русскую педагогическую мысль первой половины XIX в. к мировоззренческой полемике западников и славянофилов. Шли изыскания, касавшиеся собственно педагогической науки. Характерные исследования в этом направлении были сделаны, например, А.Г. Ободовским и П.Г Редкиным. А.Г Ободовский (1796-1852), размышляя о педагогике как науке и искусстве, считал, что ей одновременно присущи обе ипостаси. Когда воспитатель терпит неудачу, он, следовательно, не овладел такого рода двойственной наукой: «Если отличные теоретики не всегда бывают счастливы на практике, то сие происходит оттого, что они при всем знании правил... не умеют употреблять их». П.Г Редкин (1808-1891) считал, что педагогике недостает твердой основы в виде главных теоретических положений и практических правил. Научная педагогика, по его мнению, должна опираться на опытное знание (быть «живою, как сама жизнь») и одновременно определять не отдельные случаи и факты, а основные законы, т.е. быть наукой философской.