logo

1. Общий взгляд

Развитие школы и педагогики России в XIX столетии вступает в важный этап. Формируется национальная секуляризированная система образования, педагогическая мысль, которые должны были отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Основным препятствием развития школы и педагогики в таком направлении являлись самодержавный режим, крепостнические отношения, традиции сословного обучения и воспитания. Самодержавие плохо уживалось с просвещением, хотя и не могло без него обойтись. Царизм искал способы содействовать прогрессу в образовании в виде подготовки научно-технических специалистов и одновременно пытался избежать непременных спутников такого прогресса — светского гражданского мышления, вольнодумства.

Эволюция школы и педагогики в первой половине века происходила в условиях нараставшего общественного кризиса. Система государственного образования отразила этот кризис, сохранив традиции сословности, стоявшие на пути движения общества. Школа продвинулось вперед скорее в качестве, чем в количестве. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие европейской и мировой культуры. Но основная масса народа оставалась бесправной, находилась вне этой культуры, живя в нужде, без сколько-нибудь систематического образования. Глубину подобного противоречия осознали декабристы, вышедшие на Сенатскую площадь в декабре 1825 г.

С 1830-х гг. происходит оформление новой социальной группы — разночинцев, которые становятся носителями идей переустройства общества, в том числе образования и воспитания. К 1860-х гг. находится и слово для характеристики этой группы — интеллигенция.

В 1830-1850-х гг. в сфере образования и педагогической мысли определились две основные тенденции развития. Одна была проявлением официальной политики, пронизанной идеями авторитарности, национализма, клерикализма, другая отразила демократические устремления общества.

Наиболее значимые события в развитии школы и педагогической мысли России Нового времени пришлись на вторую половину XIX столетия — эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной зависимости крестьянства. Это была пора расцвета национальной русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. В этот период правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы.

На российской почве произрастали те же педагогические идеи, что и в Западной Европе Нового времени, — национальное и общечеловеческое воспитание и образование, научность обучения и воспитания, переход от классической к современной школе. Эти идеи получили специфическую направленность из-за особых условий российской жизни. Так, продолжалась выработка идей народности школы и педагогики, которые оказались в центре внимания общественной мысли. В обществе широко распространяется взгляд на просвещение как способ изменения существовавших условий жизни. В педагогике нарастало внимание к отдельной личности. Одновременно изучение характера, быта, потребностей народных низов рассматривалось как необходимое условие выработки принципов воспитания и обучения.

Показателем роста интереса к воспитанию и образованию было формирование педагогической журналистики, создание научных педагогических центров. В конце 1850 — начале 1860-х гг. появилось несколько специальных педагогических журналов, возникли Санкт-Петербургское педагогическое собрание (общество) (1859 г.), Комитет грамотности при Вольном экономическом обществе (1861 г.).