logo

Брахманизм и воспитание

В дравидско-арийскую эпоху сложились устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание и обучение. Представления эти основывались на идее, что каждому следует развивать нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев — сила и мужество, у вайшьи — трудолюбие и терпение, у шудры — покорность.

Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для насыщенной, счастливой жизни. Оно предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.

Развернутые характеристики идеального воспитания мы находим в древнем эпосе. Так, в сказании индо-арийцев «Бхагавата-пурана» дано подробное описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь — воин и пастух — рос среди сверстников в совместных играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна более двух месяцев усердно изучал веды, сделавшись знатоком всяческих умений и искусств и овладев людской премудростью. Носителем идеального воспитания служил также Рама, герой другого эпоса — «Махаб-харата». Вот как виделся этот образец человеческого совершенства: Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга. Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также «Бхагавадгита» (1-е тысячелетие до н.э.). В ней предлагались примеры содержания и методов воспитания и образования. «Бхагавадгита» написана в виде собеседований мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в образе ученика — царский сын Арджуна. Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна ищет и находит у наставника разъяснения для выхода из трудного положения, поднимаясь на новый, более высокий уровень познания и поведения. Способ приобретения знаний выглядит так: вначале целостное изложение учителем новых знаний, затем дробный анализ; раскрытие отвлеченных понятий с конкретными примерами. Суть обучения сводилась к тому, что перед Арджуной ставили различные цели, расширяя и углубляя их так, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить верным приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором, Арджуна двигался к совершенству.

К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложились определенный канон образования и традиция семейно-общественного воспитания. Главным объектом изучения служили веды. К VI в. до н.э. существовала сеть ведических школ под началом брахманов. На первой ступени — в семье — систематическое обучение не предусматривалось. Для высших каст оно начиналось после упанаямы — ритуала посвящения. Непрошедшие инициацию считались отверженными, лишались права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Так общество контролировало результаты семейного воспитания, вырабатывало отношение к ученичеству как к закономерному этапу в жизни достойного человека.

Сроки, программа упанаямы, дальнейшее обучение у представителей высших каст не были одинаковыми. Для брахманов инициация приходилась на 8-летний возраст, для кшатриев — 11-летний, вайшьев — 12-летний. Программа образования брахманов была более полной, кшатриев и вайшьев — менее насыщенной, но более профессионализированной. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи — сельскохозяйственным работам и ремеслам. Продолжительность их обучения обычно не превышала восьми лет. Обучение брахманов было на 3-4 года больше. Ученичество считалось отдельным важным периодом в жизни. Формально все высшие касты имели право на самое высокое образование, но на практике редко пользовались этим правом, вайшьи занимались коммерцией и ремеслом, кшатрии — военной службой. Так что фундаментальное образование получали прежде всего брахманы.

Брахманы-ученики (брахмачарины) занимались у умудренных учителей — гуру (чтимый, достойный). Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться, чтобы точно соблюдать светские и религиозные нормы жизни. С помощью предназначенных для глубокого философского размышления вед (упанишад) они овладевали высшим знанием — брахмавидья, постигали абсолютные истину и реальность — брахману. Брахманское образование носило подчеркнуто религиозный характер, включая, правда, грамматику и другие подсобные науки: правила почитания и поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и пр. Обучение принимало мистическую окраску откровения свыше.

Программа начального образования включала пересказы вед, обучение чтению и письму. Повышенное образование получали, как правило, немногие юноши. В программу его входили поэзия и литература, грамматика и философия, математика и астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. Достаточно сказать, что в Древней Индии впервые ввели ноль и счет с помощью десяти знаков, которые позже заимствовали арабы и европейцы.

Центром обучения служил обычно дом учителя — гурукула. Появились своеобразные семейные гурукулы, где мужчины обучали молодежь, передавая знания. Порядок обучения строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи и, помимо получения образования, осваивал правила человеческого общежития. Специальных помещений для учебных занятий не было. Занятия проходили на открытом воздухе. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали ведические гимны. Обучение, следовательно, было словесно-звуковым. Это можно объяснить, во-первых, тем, что в Древней Индии записи делали на пальмовых листьях, которые хранились очень недолго. (Записи на медных табличках появились на исходе древней эпохи.) Во-вторых (что еще более существенно), устное слово считалось наиболее достоверным способом передачи знаний. Основная часть вед звучала на санскрите. Вот почему на особом месте стояли санскритская грамматика — веда вед, фонетика и этимология.

Обязанности учеников сводились не только к изучению вед: им следовало помогать взрослым по дому, предаваться аскезе, т.е. поститься и усмирять плоть. Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели скорее символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.

Приобретавшие повышенное образование юноши либо продолжали посещать известного своими познаниями гуру, либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы упанишад, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.