logo

Реформы воспитания и обучения

Одним из первых ярких наглядных примеров воспитания и обучения в новом духе были детство и юность Петра I.

До 10 лет будущий государь воспитывался даже более по-старому, чем его старшие братья и отец. Его первые наставники были убежденными староверами, обучили воспитанника грамоте, прошли с ним азбуку, Часослов, Псалтырь, Евангелие и Апостол, уроки русской истории. С 1683 г. начинаются самообразование и иная выучка юного Петра. Под руководством иностранцев он учился математике, артиллерии, геометрии, фортификации, баллистике, кораблестроению. Тогда же Петр овладевает немецким и голландским языками.

Петр и его сподвижники сделали попытку направить страну по общеевропейскому пути. Был введен обычай посылать за границу молодых людей (обычно дворян) для обучения корабельному и мануфактурному делу, военным наукам. По главным промышленным городам Европы были рассеяны десятки русских учеников. Многие молодые дворяне, а также прошедшие отбор сыновья купцов и крестьян вполне успешно осваивали заморские науки.

В начале XVIII в. в России появились государственные школы различных типов. Подобная реформа была одним из направлений петровских преобразований. Эти школы отличались практической направленностью и в то же время не были узкопрофессиональными. В них не только готовили моряков, мастеровых, строителей, писарей и пр., но и давали общее образование (родной и иностранные языки, арифметика, философия, политика и пр.). По преимуществу создавались дворянские учебные заведения (для знатных особо детей). Но сословный принцип нередко нарушался, так что в новых учебных заведениях оказывались представители других социальных слоев.

Первым из созданных при Петре I учебных заведений была учрежденная в Москве школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне (1701 г.). Директором школы назначили приглашенного из Абердинского университета (Англия) профессора Генри (Андрея Даниловича) Фарварсона (1674-1739). С ним приехали еще два преподавателя. Учебной деятельностью в навигацкой школе руководил крупный русский просветитель Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739). В учебную программу школы входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. До того как приступить к изучению этой программы, учащиеся могли пройти два начальных класса (русская школа и цифирная школа), где учили читать, писать (на основе гражданского алфавита) и считать. По штату в школе могло обучаться до 500 человек. Возраст учащихся — от 12 до 20 лет. Выпускали из школы по мере завершения подготовки или по запросам ведомств. Готовили моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или в наемных квартирах. За прогулы учащимся грозил немалый штраф. За побег из школы полагалась смертная казнь.

В 1715 г. старшие классы школы математических и навигацких наук были переведены в Петербург. На этой базе была организована Морская академия — военно-учебное заведение, где готовили к морской службе. По образцу навигацкой школы в Москве в 1712 г. были учреждены еще две школы — инженерная и артиллерийская.

В 1707 г. в Москве при военном госпитале была создана хирургическая школа, рассчитанная на 50 учащихся. С 1721 г. при сибирских заводах стали создавать горные училища.

Для подготовки специалистов по иностранным языкам в Москве, на Покровке, было учреждено особое учебное заведение, которым руководил пастор Эрнст Глюк (ум. 1705 г.). В школе Глюка детей бояр, служилых и торговых людей обучали греческому, латинскому, итальянскому, французскому, немецкому и шведскому языкам. Обучение языкам занимало три четверти учебного времени. Остальное время отводилось на преподавание философии, истории, арифметики, географии. В школе насчитывалось до 50 учеников. Обучали бесплатно. Глюк разработал учебные пособия по русской грамматике, географии, лютеранский катехизис, молитвенник в стихах. Использовался также «Мир в картинках» Я.-А. Коменского. Школа действовала 10 лет (1705-1715).

После закрытия школы Глюка единственным учебным заведением повышенного образования в Москве оказалась Славяно-греко-латинская академия, в которой в 1716 г. училось до 400 студентов.

Указами 1714 г. была введена обязательная учебная повинность для дворянских детей, дьяков и подьячих. Было положено начало созданию светских элементарных школ с математическим уклоном (цифирные школы). В этих школах обучали арифметике и отчасти геометрии. Ученикам запрещалось жениться до тех пор, пока не выучатся цифири. В качестве учителей в каждую губернию было послано по два выпускника Московской навигацкой школы и Морской академии. К 1716 г. цифирные школы существовали в 12 городах, к 1722 г. — в 42. Созданные как заведения для дворян и служилых людей цифирные школы постепенно пришли в упадок. Многие дворяне и приказные не хотели посылать туда своих сыновей. Детей забирали насильно. Значительная часть возможных учеников из духовного сословия уходила в церковные школы. В 1744г. некоторые цифирные школы были присоединены к полковым гарнизонным школам. Остальные слились с архиерейскими школами.

Деятельность архиерейских школ определялась «Духовным регламентом» (1721 г.), который составил Феофан Прокопович. В «Регламенте», который современники оценили как «гимн просвещению», излагалась новая программа обучения. Предписывалось открывать учебные заведения для детей духовенства при домах архиереев. Отличительной чертой архиерейских школ было сочетание светской программы с религиозной. В них готовили священнослужителей. Обучали начаткам религии, письму, чтению, арифметике, геометрии. Хотя сыновья священников были обязаны посещать архиерейские школы, духовное сословие избегало обучать в них своих детей, так как не принимало светской направленности программы обучения. В «Духовном регламенте» предусматривалось также создание академий с семинариумами — 8-летними средними духовными учебными заведениями. Последние были закрытыми учреждениями: семинаристов не отпускали к родным, пока не обвыкнут в семинариуме. Семинариумы замышлялись как общеобразовательные гуманитарные заведения. В программу входили латинский язык, грамматика, история и география, арифметика и геометрия, логика или диалектика, риторика, физика, политика и богословие. Греческий язык преподавался в минимальном объеме. Богословие изучали два последних года. Регламент предусматривал использование целесообразных дидактических приемов: ознакомление учащихся с общей характеристикой той или иной дисциплины в начале ее преподавания, установление межпредметных связей (географии и истории). (Историю честь без ведения географского есть как бы с завязанными глазами по улице ходить.) В отличие от старорусского аскетического воспитания, для семинаристов предусматривались систематические игры телодвижные, постановка акций и комедий, музыка во время праздничных трапез и др.

Общее число духовных учебных заведений (архиерейских школ и семинариумов), открытых в 1721-1725 гг., не превышало 50.

В учебных заведениях, созданных в начале XVIII в., обучали на русском языке. Была усовершенствована русская азбука, чтобы облегчить усвоение родного языка. Использовались пособия зарубежных и отечественных авторов. Вместо прежних Часослова и Псалтыря часто учили по «Букварю» Федора Поликарпова (1701 г.),по книгам Ф. Прокоповича «Юности честное зерцало» и «Первое поучение отрокам». Учебные пособия впервые вводили латинский и греческий шрифты (для будущих переводчиков), содержали сравнения славянского, греческого и латинского языков, материал на общественно-бытовые, нравственные темы и пр. Популярностью пользовалась «Арифметика» Л.Ф. Магницкого — книга, которая в России долгое время была главным учебным пособием по математике.

Петровские реформы образования и воспитания вызывали глухое и явное недовольство, которое подавлялось жестко и беспощадно. Недовольных не устраивало, например, разрушение традиций домашнего семейного воспитания. Новые гражданские учебные заведения брали на себя не только функции образования, но и воспитания.

Возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ было важным этапом в организации национальной системы образования. В тот период был заложен фундамент для построения школьного дела на новых началах.

Венцом просветительско-культурной деятельности царя-реформатора оказалось учреждение в 1725 г. Петербургской академии наук. Впрочем, трудно говорить об этом событии как следствии развития отечественной науки и просвещения: из 16 академиков один был французом, трое — швейцарцами, 12 — немцами.

Во второй четверти XVIII в. реформирование образования замедлил ось. После смерти Петра I политика правительства в сфере просвещения оказалась пассивнее, чем прежде. Пришли в упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища. Вместе с тем часть учебных заведений, созданных в петровское время, успешно развивалась. Например, расширилась сеть семинариумов: к 1764 г. насчитывалось до 26 таких школ с 6 тыс. учеников.

Появились учебные заведения нового типа. При созданной в Петербурге Академии наук были организованы академические университет и гимназия (1725 г.). В 1731 г. в Петербурге было учреждено первое среднее учебное заведение закрытого типа для знати — Корпус кадет. В нем готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников. К1762 г. в кадетском корпусе насчитывалось до 600 учеников. Другим привилегированным дворянским учебным заведением явился основанный в 1759 г. Пажеский корпус в Петербурге.

К середине XVIII в. наиболее приметным событием в развитии образования стало открытие в 1755 г. Московского университета и университетских гимназий. Университет был учрежден И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым. Делом рук и забот Ивана Ивановича Шувалова (1727-1797) были подбор профессоров, бюджет, составление библиотеки университета. Интеллектуальный отец Московского университета — Ломоносов, который заключал в себе целый университет, будучи химиком, физиком, геологом, поэтом, художником. Ломоносов определил развитие главного учебного заведения России в связи с достижениями научной и философской мысли Европы.

Номинально университет был доступен всем сословиям, но фактически предназначался для детей дворян. Вначале в нем было три факультета: юридический, философский и медицинский. Первые студенты были набраны из духовных семинарий. Дворяне избегали посылать своих отпрысков в бессословный университет.

Во второй четверти XVIII в. основной и едва ли не единственной заботой государства являлась организация обучения дворянства. Остальные сословия, в наибольшей степени крестьяне, оказались вне поля зрения правительства. Представители дворянства тяготились введенной Петром I повинностью отдавать своих сыновей в регулярные учебные заведения. В 1737 г. был издан закон, освободивший дворян от этой обязанности и предоставивший им право на домашнее обучение.